Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

что посмотретьКак сдать ЕГЭволонтерстворейтинг вузовАкадемическая гимназия 56фестивальВыходныеДля гуманитариевувлеченияМинистерство образованияВостребованныеДевятиклассникамкем бытьЛето в городах РоссиипрофориентацияСочинениеАлые парусаПроекторияШкола 2 БерезовкапабликаторпутешествияМного платятработавузыитоговое сочинениеВПРМГУмузыкаопросканикулыЛучшее на СтенеЕГЭ-2022Ольга ВасильеварейтингкарантинкнигиНовый годВсероссийские открытые урокиисследованиевсё о поступлении 2019физикаолимпиадылицензияинформатикаВУЗ75 лет ПобедыВШЭкуда сходить в выходныекак прошли ЕГЭ-2018ОГЭжурналистикаподготовка к ЕГЭегэ 2017университетпоступлениекиноНовыерецензияэкзаменыспектакльИТМОКонцертстудия журналистики Калининского р-наинтервьюМинистр образованиялайфхакНа дистанциисоветыисторияКаталог вузовкаталог сочиненийприемная кампанияУчительРостов-на-Донулитератураподготовка к ОГЭсоветы психологаолимпиадаКуда сходитьвыпускнойЧто почитатьРособрнадзоршколакуда поступатьобразованиеКаталог профессийэкзаменЕГЭ 2018личный опытИгра престоловгимназия 19 Орелрусский языкаккредитацияподготовка к ЕГЭНа практику — в ПУ!Школа 151выставкаИван ТрояновСПбГУ
О своем, о девичьем: существует ли профориентация на гендерном уровне

О своем, о девичьем: существует ли профориентация на гендерном уровне

Разбиралась Вероника Митрофанова

Просмотры
254

- У нас сначала было шесть девочек, а в седьмом классе осталось уже четыре. Потом - восемь, а вот теперь, в десятом - снова четверо... - моя собеседница из физико-математического лицея Таисия, вспоминает, как быстро менялись её одноклассницы. 

- Ну, а ты-то хоть не уйдешь? – с настойчивым оптимизмом допытываюсь я, но Тася в ответ только улыбается: - Я то останусь - говорит, - А вот девочки...Не знаю, вы уж спросите у них сами...  

Таисия уже решила, что будет учиться в СПбГУ на программиста, и с этого пути точно не свернет

Приемная кампания давно осталась  позади, страсти улеглись, анализы и прогнозы озвучены,  и тут начинаешь обращать внимание на какие-то другие факты и обстоятельства, которые раньше не учитывали. И вот эта встреча в физмат-лицее и разговор с Таисией, с которого мы начали, для меня лично - неожиданное продолжение темы, которую наши читатели подняли  на портале недели две назад в  кинообозрении  «Шесть фильмов о сильных женщинах», набравшем, кстати, неожиданно большое (раз в пять больше чем темы соседствующих тем)  количество прочтений. 

Первая наша реакция была - а что тут удивительного, мы же все озабочены эмансипацией, феминизмом, равными правами.  Это верно, но вот к нашему сайту, профилю, к ЕГЭ и конкурсам на одно место, маршрутам жизненным,  какое все это имеет отношение? И где они – эти замечательные героини, и где наши читатели и авторы-писатели? Но тогда и вовсе не понятно откуда к этой возвышенной теме такое наше “земное” внимание?

И вот, пытаясь хотя бы для себя ответить на этот вопрос, я стала обращать внимание на другие “ очевидные и... невероятные” факты. Например, узнала, что средний результат ЕГЭ по математике, физике и информатике у девушек, оказывается, стабильно лучше на 2-3 балла, чем у парней. Разница значительная: значит им ничуть не хуже, чем ребятам даются точные науки, сложные уравнения, задачи, логарифмы. А раз так, то перед ними значит, в профессиональном смысле, перспективы открываются ничуть не меньше, чем у представителей “сильного” пола! И в данном случае речь идет не о “чистой” математике как профессии, а о сумме знаний и навыков прикладных, совершенно необходимых уже в огромном перечне профессий., открывающих перед “слабым” полом совершенно иные возможности роста - карьерного, социального, материального. И тогда неизменно возникает другой вопрос - а почему все эти способности девушки куда реже чем мальчики используют? Ну, взять, к примеру, хотя бы те же математические  школы, где девочек уже менее половины, а уже далее, возьмем, к примеру СПбПУ,  в группе из 25 человек всего пятеро -  девушек. Но если дело не в уровне знаний, тогда в чем? Может быть в том, что на наши жизненные маршруты влияние оказывают не только Дни открытых дверей, кванториумы  или  вступительные баллы, но и традиции, устоявшиеся представления о «женских» и «мужских» профессиях? 

Обычно мы слышим, что девушка будет более успешна в гуманитарных направлениях: у неё и внешность, и голос приятный и на контакт она идет лучше. А всё техническое – сложно, непонятно и вообще для мальчиков. Вроде всё так, но, например, Таисия, с которой я общалась на перемене, и ещё три девочки заняли первое место на европейской математической олимпиаде в этом году. Да и во всероссийских олимпиадах она всегда в числе победителей. И, на самом деле, таких девочек как Тася, много даже в простых общеобразовательных школах. Вот только, несмотря на свои успехи в точных науках, выбирают они часто что-то другое. Причем, по данным исследования РАО, интерес к точным наукам пропадает у девушек именно в старшем возрасте. А, например, пятиклассницы гораздо чаще видят себя в технической сфере или сфере IT. 

По данным аналитического центра НАФИ женщины чаще ассоциируются с успехом в области шоу-бизнеса (33%), блогерства (32%), искусства (19%), журналистики (18%) и спорта (15%).

Получается, что до поступления на технические специальности доходят только самые «устойчивые к давлению гендерных стереотипов девочки». Об этом говорит академик РАО Сергей Малых, отмечая, что только 32% старшеклассниц выбирают STEM-профессии для будущего.  

От одной своей знакомой услышала такое объяснение: “в технические профессии девушек берут неохотно, и они, в свою очередь, боятся оказаться невостребованными.” Но тогда обратимся к мнению специалистов на рынке труда - оказывается, при приеме у работодателей никаких предрассудков нет. По данным hh.ru, руководители в технической сфере, как правило, не обращают внимания на пол: одинаково откликаются на резюме и девушек и парней. А сложности при поиске работы связаны как раз-таки с отсутствием опыта у кандидатов, которого не хватает, как правило и у тех, и у других. Но вот любопытная деталь - в наиболее молодой и популярной сфере деятельности - IT, девушки и парни заняты практически в равной мере: 47% и 53%. 

Так что, похоже, единственное ограничение при выборе находится в нас самих, стереотипы - в головах, а не в реальных условиях рынка или предпочтениях работодателей.  Может, всё идет еще из детства, когда девочкам дарят кукол и посуду, а мальчикам конструкторы и машинки. А может - от того, что до сих пор жив стереотип «мужчина зарабатывает, а женщина - это прежде всего -  дом и  уют». Но тогда почему нас так привлекают примеры выдающихся представителей “ слабого пола”?  Попробуйте, ответьте сами себе. Только честно! 



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое