Благодаря этому студенты, до поступления участвующие в олимпиадах, знают намного больше, чем их однокурсники, поступившие без такого опыта. Это позволяет им быстрее осваивать вузовские дисциплины первого, второго курса обучения, а в освободившееся время нарабатывать уже конкретные навыки для будущей работы. И знаете, иногда случается даже так, что студент-олимпиадник знает предмет даже глубже, чем даёт его преподаватель:
Я постоянно на лекциях и семинарах сталкиваюсь с тем, что я изучала во время своей олимпиадной жизни. Особенно часто уже знакомая информация слышится на семинарах по праву, экономике, философии, социологии, психологии. Бывает даже такое, когда уровень информации в университете ниже того, что был в олимпиадных пособиях, поэтому я знаю какие-то темы сверх нового материала.
Дарина Юдицкая, НИУ ВШЭ, факультет медиакоммуникаций, медиа и дизайна, победительница Международной олимпиады молодёжи по направлению "Медиакоммуникации"
К тому же участие в олимпиадах помогает приобрести практические навыки профессиональной деятельности. Это становится ещё одним «плюсом» в копилку студентов-олимпиадников.
Но не стоит думать, что олимпиадник будет автоматически успешен в дальнейшей учёбе. Иногда происходит и наоборот: студенты, поняв, что на первом-втором курсе любая лекция будет для них знакома, часто расслабляются, а потом и вовсе перестают учиться. А потом долги, проблемы, отчисления. Конечно, олимпиады - это хорошо, но упорство в учёбе и работе никто не отменял. Ведь пока ты расслабляешься, твой сокурсник будет вовсю учиться и в итоге станет просто-напросто лучше. И он найдет потом работу, а не ты.
Фото: официальный сайт Министерства образования России
На самом деле, преимущество ребят, участвующих в олимпиадах, не столько в оценках, сколько в развитии навыков. Да-да, я о коммуникации. После олимпиад, различных сборов, поездок, человеку легче влиться в новые коллективы. Более того, статус «активное общение» становится потребностью. Также олимпиада «тренирует» навык командной работы, без которого не обойтись в студенческой, а потом и профессиональной деятельности.CTF (capture the flag - вид соревнований в сфере информационной безопасности - от ред.) учит гуглить, а это сильно помогает во всех остальных сферах жизни. Также очень помогают новые знакомства. Например, у меня в команде есть аспиранты, которые могут помочь, поделиться опытом или выступить в роли научного руководителя. Также стоит отметить, что в части олимпиад (в моём случае в большинстве) также тренируется командная работа, и это в учёбе очень сильно помогает.
Георгий Геннадьев, НИУ ИТМО. В составе команды MSLC занял 3 место во всемирном соревновании SaarCTF (2020 год) и 2 место во всемирном соревновании iCTF
Именно в ВУЗе, в отличие от школы, начинает появляться так называемая свобода мышления, которую преподаватели стараются привить студентам. Даются нестандартные задания, больше открытых вопросов, курсовые работы, проекты, рефераты и в конце концов, диплом по выпуску из университета. Творческий нестандартный глубокий подход помогает быстрее и интереснее справляться с подобными поставленными задачами.
Ксения Наумова, НИУ МЭИ. Призёр олимпиады “Я - профессионал” по направлению “Информационная безопасность”, серебряный призёр в олимпиаде “Траектория будущего” в финальной номинации Cisco
С момента поступления в ВУЗ мне удалось дважды стать номинантом олимпиады "Я профессионал" по профилю обучения, призёром на первом курсе и бронзовым медалистом на втором. Благодаря этому передо мной открылось множество возможностей, в числе которых денежная премия, возможность поступить в магистратуру без экзаменов и поездка в Карелию с другими номинантами олимпиады. Параллельно с обучением и олимпиадной деятельностью развивался профессионально и смог найти работу мечты.
Булат Загартдинов, НИУ МЭИ. Призёр олимпиады “Я - профессионал” по направлению “Информационная безопасность”, победитель по направлению “Безопасность информационных систем и технологий критически важных объектов”
Проектов у меня выше крыши! Пишу научную работу, выступаю спикером на конференциях, форумах, образовательных мероприятиях, также есть несколько проектов с крупными компаниями. Из недавнего - в сотрудничестве с Банком России помогала составлять несколько разделов по ИБ для школьного учебника по информатике. Ещё начала вести свой сайт, где периодически делюсь разными личными исследованиями, связанными с ИТ и ИБ (https://naumovax.github.io/). В ВУЗе предлагаю преподавателям, как можно улучшить учебные курсы, преподаваемые нам в соответствии с тенденциями профессиональной области. Проекты помогают почувствовать вклад и значимость не только для себя, но и для окружающих. А это безумно круто! В планах - получение ещё больше новых знаний, ещё больше выступлений на конференциях, профессиональный рост в карьере, продолжение сотрудничества с компаниями по проектам, защита диплома и поступление в магистратуру.
Ксения Наумова, НИУ МЭИ.
Фото: Олеся Курпяева // rg.ru
Однако несмотря на обилие вузовских олимпиад, не все студенты «горят желанием» принимать в них участие. Многие ребята поняли, что им «хватило» олимпиад в старшей школе. Они стали больше времени уделять себе и любимым делам, заниматься именно тем, что им нравится по-настоящему и перестали изводить себя конкуренцией и бесконечной подготовкой.
Я нашёл много друзей, научился не думать о неважных вещах, научился ценить то, что имею, купил билеты на спектакль любимого режиссёра и на концерт любимого исполнителя, сделал семье и друзьям классные подарки на новый год, почитал глупую подростковую литературу и получил от этого наслаждение, почти выровнял режим сна и питания. А ещё закрыл две сессии на отлично и вот я девятый в рейтинге потока. В планах - прежде всего получать удовольствие от себя и окружающего мира.
Максим Скворцов, НИУ ВШЭ. Призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дипломант первой степени в олимпиаде “Высшая проба” по направлению “Филология”.