Почему так происходит?
Когда подросток взрослеет, каждое событие или даже обычный разговор откладывается на его личности. Оно и понятно: он только учится жить в мире взрослых, ему важно установить коннект в семье, с друзьями и учителями. Но порой ни один, ни другой и третий не слышат вас. Дома насилие или гиперопека, в школе - несправедливое отношение учителя, а друзья отдаляются от вас. И вот уже «низкая самооценка» не кажется заспамленным термином из паблика «Вконтакте». Это теперь ваша реальная проблема. Вы пытаетесь отвлечься от этого, но в новостях одно насилие. Вы хотите расслабиться за просмотром сериала, но и здесь “кровь и песок”. Вот и подросток, выросший в такой среде неосознанно становится тираном или жертвой.
Причём явление это не такое новое: по данным ВЦИОМ, 38% россиян подвергались буллингу именно в школе. Это самое распространённое место для травли. Но, что самое интересное, если это было в детстве и наших родителей, и учителей, почему они не видят, что история повторяется, при чём в троекратном масштабе?
Травля начинается там, где возникает борьба за лидерство. А обычный школьный класс вмещает в себя не меньше тридцати учеников, где начинаются столкновения мировоззрений и ценностей, вкусов и привычек, причем не только среди учеников..
Вот и получается, что на постоянном поле боя достигнуть компромисса практически невозможно: каждый хочет быть прав по-своему, чтобы завоевать сердца участников действий. И тут возникают два главных героя, между которыми и решается борьба за мнимую власть.
Как распределяются роли?
Но думать, что травле подвержены только замкнутые, необщительные люди, будет ошибкой. Обычно ребята становятся такими как раз из-за страха.
Чтобы понять, почему под травлей может оказаться каждый, назовем гипотетическую жертву Олей.
Оля - отличница. Она занимается в театральном кружке, играет на гитаре и любит организовывать школьные представления. Оля много занимается в кружках после утренних занятий, поэтому ей приходится делать домашнее задание до поздней ночи. И конечно, времени на встречи и друзей у Оли почти нет.
А теперь поговорим о преследователе: назовем его Миша. Миша - полная противоположность Оле: он двоечник, любит прогуливать, груб и невоспитан. А ещё Миша закомплексован. Только он тщательно старается скрывать недостатки ото всех. Ему нужно держать удар перед своими друзьями, поэтому говорить о переживаниях просто стыдно.
В один день Олю награждают за школьные успехи перед классом. Миша не упускает возможности подшутить над ней, но сам оказывается в центре насмешек. Конечно, Мише становится не по себе, но оставить ситуацию в покое уже невозможно, иначе его друзья тоже будут смеяться над ним.
А далее происходит следующее: преследователю нужна жертва для того, чтобы выместить на ней собственные недостатки, комплексы и обиды.
“Оля не отличница, а зубрилка. Оля занимается в театральном кружке, потому что выскочка. Оля организовывает мероприятия, потому что самовлюбленная”. Но так ли это на самом деле? И тут уже труднее отвечать, ведь Оля начинает верить словам Миши. Она уже слышала что-то похожее от друзей, с которыми редко видится.
На самом деле Оля - просто талантливая и активная девочка. Она любит общаться, но предпочитает уделять время саморазвитию в кружках. Проблема Миши в том, что он не принимает недостатки и не работает над ними, а Оли в том, что она позволяет Мише чувствовать себя беспомощной.
К чему это приведёт?
Спросим у психолога
Для того, чтобы лучше разобраться в ситуации и узнать как справляться школьнику с травлей, поговорили с психологом Марией Воеводиной:
- Для начала необходимо разобраться, что такое давление и для чего оно происходит. Очень часто под давлением понимается принуждение к выполнению каких-либо действий. Нас принуждают к действиям, которые для нас полезны или вредны. Когда я испытываю давление, нужно себя спросить: “Мне это полезно или вредно?” Если полезно, то важно научиться воспринимать и соглашаться с испытываемым давлением.
Бывает давление, которое вредно для вас и вы это однозначно понимаете. Оно может идти со стороны как учителей, так и одноклассников. В этот момент, важно честно ответить себе на вопрос: “Могу я с этим справиться или нет?” Если я не могу сам справиться, то, конечно же, нужно обращаться за помощью.
Ищите тех, с кем вы можете эту ситуацию обсудить: с классным руководителем, одноклассником, школьным психологом, родителями, сестрами и братьями. Часто достаточно проговорить ситуацию, и в голове сами появляются ответы. Однако, если ситуация достаточно сложная, то нужно искать поддержку у более опытных людей.
Как справиться с буллингом школьнику?
- В школе у каждого идет процесс формирования самооценки, что бывает болезненным опытом. За один день мы можем чувствовать себя лучшими в классе и полными неудачниками, а хочется, конечно, быть авторитетным. “Но разве авторитет рассказывает о каких-то своих неприятностях? Разве взрослый человек с кем-нибудь делится своими проблемами? Нет!”- думает подросток и совершает ошибку, ведь это не так. Посмотрите на президентов и высокопоставленных людей, у которых с самооценкой все в порядке. Потому что у каждого из них всегда есть советник, и не один.
Человек, который хочет научиться управлять своей жизнью, обязательно будет советоваться. Он будет разговаривать и сближаться с теми людьми, которые ему близки по духу, чьи слова будут нравится, потому что содержат правду.
Президент, прежде чем принять решение и ответственность, выслушает мнение каждого из доверенных лиц, образованных профессионалов.
Так и в нашей жизни: представьте себе, что вы президент своей жизни, и чтобы управлять своей жизнью, вам нужны помощники, эксперты жизни. Это могут быть близкие родственники, учителя, одноклассники, психологи, книги…
Конечно делиться своими проблемами и переживаниями сложно, но нужно научиться это делать. Если вы научитесь делиться, то обязательно научитесь управлять своей жизнью. Ведь, когда вы советуетесь и рассказываете вы слышите то , что вы говорите о себе, а это способ научиться не врать себе.
Разговаривая с другим, на самом деле, мы разговариваем с собой.