Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

экзаменыВаши историиподготовка к ОГЭкультурашколаКаталог профессийобразованиерейтинг вузовЕГЭ 2024лицензиякак прошли ЕГЭ-2018профориентацияфестивальвузыхоббиСПбГУВУЗУчителькаталог сочинениймузыкасаморазвитиеПсихологияПоступление 2024Новый годсоветыитоговое сочинениепоступлениеКаталог вузовкуда поступатьанглийский языкразвлеченияисследованиеКем бытьолимпиадаинтересные фактыНовостина практику — в ПУ!Рособрнадзорвопрос-ответспортволонтерствоОГЭчто посмотретьСочинениежурналистикакиносуббота с ПУновости кинонеделиискусствоКак сдать ЕГЭсоветы психологародителикиноличный опытработалайфхакирусский языкопросприемная кампания 2024ТеатрЧто почитатьлитератураКонцертЕГЭ-2022историяжурфакрейтингНа практику — в ПУ!75 лет ПобедыВостребованныеМГУМинистерство образованиякнигирецензияКуда сходитьинтервьюСпецпроектыолимпиадыпрофессиистудентамкарантинпутешествияувлеченияподготовка к экзаменамКнижная полка ПУотношениялайфхакиЕГЭ-2024Лучшее на Стенеподготовка к ЕГЭподросткиЕГЭ 2018Девятиклассникам
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Для затравки: только 33% подростков никогда не становились жертвами буллинга

Для затравки: только 33% подростков никогда не становились жертвами буллинга

Что делать ребёнку, которому «не повезло», рассказывает Кристина Евдокимова

Просмотры
1009
Влада Андреева начали травить ещё в садике: говорили, мол смешно в таком возрасте «сосать палец». Потом он пошёл в школу - здесь всё то же самое: со всех сторон кричат «немальчик» только из-за того, что когда грустно, он мог немного поплакать. Однажды друг не позвал его на день рождения, просто потому что стыдно: сверстники не поймут. 

Думаете «ах, как не повезло Владу с компанией»? А вы оглядитесь вокруг:  вероятно, то же самое происходит с вашим одноклассником или, чего хуже, братом или сестрой. По данным исследования НИУ ВШЭ всего лишь треть подростков никогда не становились жертвами или хотя бы свидетелями школьной травли. Как бы это не было грустно, но буллинг - это новый школьный «тренд». И с каждым годом он только сильнее закрепляется в классах.

Почему так происходит?


Когда подросток взрослеет, каждое событие или даже обычный разговор откладывается на его личности. Оно и понятно: он только учится жить в мире взрослых, ему важно установить коннект в семье, с друзьями и учителями. Но порой ни один, ни другой и третий не слышат вас. Дома  насилие или гиперопека, в школе - несправедливое отношение учителя, а друзья отдаляются от вас. И вот уже «низкая самооценка» не кажется заспамленным термином из паблика «Вконтакте». Это теперь ваша реальная проблема. Вы пытаетесь отвлечься от этого, но в новостях одно насилие. Вы хотите расслабиться за просмотром сериала, но и здесь “кровь и песок”. Вот и подросток, выросший в такой среде неосознанно становится тираном или жертвой.

Причём явление это не такое новое: по данным ВЦИОМ, 38% россиян подвергались буллингу именно в школе. Это самое распространённое место для травли. Но, что самое интересное, если это было в детстве и наших родителей, и учителей, почему они не видят, что история повторяется, при чём в троекратном масштабе?


1648041755.png

Травля начинается там, где возникает борьба за лидерство. А обычный школьный класс вмещает в себя не меньше тридцати учеников, где начинаются столкновения мировоззрений и ценностей, вкусов и привычек, причем не только среди учеников.. 

Вот и получается, что на постоянном поле боя достигнуть компромисса практически невозможно: каждый хочет быть прав по-своему, чтобы завоевать сердца участников действий. И тут возникают два главных героя, между которыми и решается борьба за мнимую власть.


Как распределяются роли?


В классике буллингу подвержены те, кто тревожен, чувствителен. Эти дети, как правило не занимают роль «души компании», они  любят находиться наедине с самими собой. Это школьники с особым отношением к учебе, дефицитом внимания и, возможно, неординарной внешностью. 

Но думать, что травле подвержены только замкнутые, необщительные люди, будет ошибкой. Обычно ребята становятся такими как раз из-за страха. 

Чтобы понять, почему под травлей может оказаться каждый, назовем гипотетическую жертву Олей.

Оля - отличница. Она занимается в театральном кружке, играет на гитаре и любит организовывать школьные представления. Оля много занимается в кружках после утренних занятий, поэтому ей приходится делать домашнее задание до поздней ночи. И конечно, времени на встречи и друзей у Оли почти нет.

А теперь поговорим о преследователе: назовем его Миша. Миша - полная противоположность Оле: он двоечник, любит прогуливать, груб и невоспитан. А ещё Миша закомплексован. Только он тщательно старается скрывать недостатки ото всех. Ему нужно держать удар перед своими друзьями, поэтому говорить о переживаниях просто стыдно. 


В один день Олю награждают за школьные успехи перед классом. Миша не упускает возможности подшутить над ней, но сам оказывается в центре насмешек. Конечно, Мише становится не по себе, но оставить ситуацию в покое уже невозможно, иначе его друзья тоже будут смеяться над ним.


А далее происходит следующее: преследователю нужна жертва для того, чтобы выместить на ней собственные недостатки, комплексы и обиды. 


“Оля не отличница, а зубрилка. Оля занимается в театральном кружке, потому что выскочка. Оля организовывает мероприятия, потому что самовлюбленная”. Но так ли это на самом деле? И тут уже труднее отвечать, ведь Оля начинает верить словам Миши. Она уже слышала что-то похожее от друзей, с которыми редко видится.


На самом деле Оля - просто талантливая и активная девочка. Она любит общаться, но предпочитает уделять время саморазвитию в кружках. Проблема Миши в том, что он не принимает недостатки и не работает над ними, а Оли в том, что она позволяет Мише чувствовать себя беспомощной.


1648041756.png
А что же свидетели? Как правило, они оказываются посреди двух огней. С одной стороны, они понимают несправедливость травли и беззащитность Оли, с другой - боятся Мишу. Поэтому и получается, что большинство ребят просто боятся оказаться на месте Оли, в небезопасности. И в то же время они испытывают стыд за свое бездействие и беспомощность.

К чему это приведёт?


Как показывает исследование А.А.Бочавера и К.Д. Хломова, больше половины жертв чувствуют себя небезопасно в стенах школы, отчего пропускают уроки, не делают домашнего задания (моральных сил не остается), чаще болеют и прокрастинируют. 

И как результат: портятся отношения  с учителями, одноклассниками  и родителями, Кругом просто не понимают, что случилось с этим человеком. А агрессор хоть чувствует себя превосходно, и не тревожится о совести, может также оказаться жертвой.

Спросим у психолога


Для того, чтобы лучше разобраться в ситуации и узнать как справляться школьнику с травлей, поговорили с психологом Марией Воеводиной:

Расскажите, как школьнику реагировать на давление, которое оказывается на него со стороны одноклассников, учителей? Как начать говорить?

- Для начала необходимо разобраться, что такое давление и для чего оно происходит. Очень часто под давлением понимается принуждение к выполнению каких-либо действий. Нас принуждают к действиям, которые для нас полезны или вредны. Когда я испытываю давление, нужно себя спросить: “Мне это полезно или вредно?” Если полезно, то важно научиться воспринимать  и соглашаться с испытываемым давлением. 

Бывает давление, которое вредно для вас и вы это однозначно понимаете. Оно может идти со стороны как учителей, так и одноклассников. В этот момент, важно честно ответить себе на вопрос: “Могу я с этим справиться или нет?” Если я не могу сам справиться, то, конечно же, нужно обращаться за помощью.  

Ищите тех, с кем вы можете эту ситуацию обсудить: с классным руководителем, одноклассником, школьным психологом, родителями, сестрами и братьями. Часто достаточно проговорить ситуацию, и в голове сами появляются ответы. Однако, если ситуация достаточно сложная, то нужно искать поддержку у более опытных людей.

Как справиться с буллингом школьнику?

- В школе у каждого идет процесс формирования самооценки, что бывает болезненным опытом. За один день мы можем чувствовать себя лучшими в классе и полными неудачниками, а хочется, конечно, быть авторитетным. “Но разве авторитет рассказывает о каких-то своих неприятностях? Разве взрослый человек с кем-нибудь делится своими проблемами? Нет!”- думает подросток и совершает ошибку, ведь это не так. Посмотрите на президентов и высокопоставленных людей, у которых с самооценкой все в порядке. Потому что у каждого из них всегда есть советник, и не один.

 Человек, который хочет научиться управлять своей жизнью, обязательно будет советоваться. Он будет разговаривать и сближаться с теми людьми, которые ему близки по духу, чьи слова будут нравится, потому что содержат правду.  

 Президент, прежде чем принять решение и ответственность, выслушает мнение каждого из доверенных лиц, образованных профессионалов. 

Так и в нашей жизни: представьте себе, что вы президент своей жизни, и чтобы управлять своей жизнью, вам нужны помощники,  эксперты жизни. Это могут быть близкие родственники, учителя, одноклассники, психологи, книги… 

Конечно  делиться своими проблемами и переживаниями сложно, но нужно научиться это делать. Если вы научитесь делиться, то обязательно научитесь управлять своей жизнью. Ведь, когда вы советуетесь и рассказываете вы слышите то , что вы говорите о себе, а это способ научиться не врать себе. 

Разговаривая с другим, на самом деле, мы разговариваем с собой.

Что делать ребёнку, которому «не повезло», рассказывает Кристина Евдокимова


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru