Расскажите, как будет работать школьная служба примирения?
Школьная служба примирения (ШСП) - это команда взрослых и учеников, которые помогают ребятам, учителям и родителям разрешать конфликты. Участники службы проходят обучение по проведению программ примирения и кругов сообщества, чтобы затем выступать в роли нейтральных посредников и проводить миротворческие акции и различные мероприятия, которые связаны с конструктивным диалогом.
Участником службы, помимо педагогов, может стать учащийся 7-11 класса. В класс приходит куратор, который рассказывает о работе службы. Затем ученикам выдается два листочка: на первом ребята пишут, к кому из класса они бы обратились за помощью в трудной ситуации, а на втором – свою фамилию и имя, если они сами хотят принять участие в работе ШСП. После этого на тренинг по освоению ведущего восстановительных программ (программа примирения и круг сообщества) с согласия родителей приглашаются ребята, которые авторитетны для своих одноклассников и сами готовы участвовать в работе ШСП. На тренинге ребята отрабатывают навыки посредника при разрешении конфликтных ситуаций. Роль посредника заключается в создании безопасного пространства для конструктивного диалога сторон на совместной встрече. После тренинга ребята сами решают, хотят они быть членами команды ШСП или нет. В любом случае, знания, которые они получают на тренинге, будут полезны им в обычной жизни.
Обязательно, у нас есть сайт «Городская служба примирения «Круг сообщества» (https://forum.gppc.ru/bulling), на котором педагоги в качестве волонтеров ШСП могут пройти бесплатное дистанционное обучение в объеме 36 часов, классные руководители – 18 часов.
Ваша служба отличается от работы школьных психологов?
Конечно! Психологи, как правило, работают с внутренним, а не внешним конфликтом человека. Но они токже могут быть кураторами ШСП, если пройдут курс.
Мы можем помочь себе только сами, но часто нам нужна поддержка, помощь другого человека. Именно поэтому существует медиатор – нейтральный посредник, который помогает двум сторонам разрешить конфликт самостоятельно. Сначала посредник встречается с одной стороной, потом - с другой, и, если обе стороны после этого согласны встретиться, он организует совместную встречу, которая тоже проходит по определенному алгоритму. Благодаря такому процессу ребята, между которыми произошла ссора, по-другому начинают смотреть на свою ситуацию и совместно находят выход из нее, часто приносят извинения друг другу. Иногда достигнутые договоренности между ребятами фиксируются письменно в примирительном договоре или соглашении.
А если ребенок находится в закрытой конфликтной ситуации, например, испытывает буллинг со стороны одноклассников или учителей, но не хочет делиться со специалистом о проблеме по иным личным причинам. Как в подобном случае будет реагировать служба примирения?
На самом деле, подросток не замыкается, он говорит об этой ситуации, другое дело, что его не всегда слышит тот же класс.
Как показывают многочисленные исследования, буллинг – это не только ситуация причинения зла обидчиком жертве, это проблемная ситуация в коллективе в целом (в классе, в группе), где все ответственны за происходящее. Поэтому кроме программы примирения ШСП проводит классные часы в формате круга сообщества. Это особая форма диалога, которая помогает создать атмосферу для перехода от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни. Во время проведения круга все участники конфликтной ситуации привлекаются к обсуждению проблемы, имеют равное право голоса, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и, соответственно, разделении ответственности за его выполнение.
Круги ориентированы на наши ценности и ресурсы. Когда мы одиноки, наш взгляд на мир ограничен. Мы не видим бесчисленных возможностей, нам кажется, что у нас их очень мало или нет совсем. В процессе круга звучат различные точки зрения, что содействует творческому подходу в решении проблем. Ученики вместе с классным руководителем сидят в круге, без столов. Есть правила: говорить с уважением и слушать с уважением. Говорит только тот, у кого символ слова в руках, который запускается по часовой стрелке. Важно, чтобы каждый высказался на волнующую ребят тему, например, в каком классе им хотелось бы учиться, что хотелось бы изменить в классе в лучшую сторону. И здесь у ребят появляется возможность в безопасном пространстве высказать свою боль и быть услышанными. И часто после такого круга травля прекращается, так как буллинг боится огласки.
Школьные службы примирения функционируют во многих регионах России, начиная с 2000-го года. Сейчас ШСП активно создаются в Москве.
Какими темпами будут развиваться службы?
Многое зависит от администрации и педагогов, которые готовы учиться и применять восстановительный подход в разрешении и профилактике конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности, чтобы транслировать это ученикам и их родителям.