Отгремело столетие пионерского движения, прокатилось по стране – с экранов ТВ, сайтов, дискуссионных площадок. И оставило после себя новые идеи и предложения. И теперь самое время, после горнов, барабанов и салютов, в уже спокойной обстановке осмыслить – а что это было?
А был вообще-то удивительный опыт, которому мы благодарны и который подарил нам героев Гайдара, «Витю Малевича в школе и дома», костры и походы, и даже реальную помощь: сборы во время войны тонн металла и бумаги. Все эти истории мы до сих пор находим на пожелтевших страницах «Ленинских искр»: и про тимуровское движение, и про соревнования дружин, и про красных следопытов.
Что это было? Огромный ценный опыт воспитания, организации, идеологии. И тут дело не только в картошке, песнях у костра и сборе макулатуры, но и в системе, в поддержке, внимании со стороны властей.
Хотя что-что, а внимания сейчас, казалось бы, предостаточно: отовсюду только и говорят о новом поколении, традициях, патриотизме. Но вот одновременно вместе с этими важными темами уже на наших глазах ушло воспитание и воспитатели из школ. А вместе с ним ушли в небытие многие детские и подростковые издания, литература. Ну, а где прежние пионерские лагеря? Все они застроены теперь коттеджами, отелями, ресторанами. Достаточно проехаться по Приморскому шоссе.
Ну, а что касается воспитания, то мы о нём, конечно, вспоминаем, но всё чаще по конкретным поводам. Например, всплеск общественного внимания наблюдался после Болотной площади, где вдруг на митинг вышли и подростки. Или, когда школьные новости всё чаще стали напоминать нам фронтовые сводки с выстрелами, пострадавшими, буллингом или суицидами (мы же помним, что Россия находится в тройке европейских лидеров по числу самоубийств среди подростков). Или вот последние события – о патриотизме мы, конечно, не случайно громче заговорили, когда идёт спецоперация. И снова всплыли быстрые и малозатратные решения – ввести должности «советников» в школах или петь гимны по утрам, или возродить пионерию.
А, может, действительно возродить?
Лет семь назад – когда только создавали РДШ – много было мечтаний о воспитании.
Как раз в то время мы проводили опрос, пойдут ли ребята в движение. А что для них самое главное? Салюты, горны, барабаны? Оказалось, что можно и с барабанами. Но самое главное, ещё тогда отвечали ребята - самореализация. Они хотели быть нужными, занять своё место в жизни. И это для них было гораздо важнее песен у костров, ярких мероприятий и даже ЕГЭ. Но, может быть, это их мечта, желание - и есть главное основание патриотизма? Как они ищут себя, как находят своё место в обществе? По недавнему опросу социологов, 2/3 молодых людей считают себя не на своём месте. А как им можно было найти? Если большинство кружков - платные, если процветает теневое образование Если у большинства из них к окончанию школы нету того социального кругозора, опыта, который надо было бы иметь.
И вот сегодня, в день 100-летия пионерии, предлагается новое движение – «Большая перемена». И в нём - хорошие идеи: о полезных и интересных делах, о самореализации и, конечно же - о патриотизме. Но, чтобы новая программа состоялась, нужны не только духоподъемные сюжеты центрального телевидения и «планов громадье», но и реальные возможности, например, кванториумы (которых в Москве - 12, а у нас - 2) и доступные специализированные классы и заинтересованные, в том числе и материально, учителя. Короче, нужны не просто внимение власти, но и вложения, средства. Потому что в воспитании так же, как в идеологии или военном деле действует принцип: не хотите кормить свою армию, будете кормить чужую. Так что одним пением гимнов по утрам, думаю, не обойтись.