Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Корейская волна
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Театрлицензияновости кинонеделиолимпиадытвоя историяДевятиклассникамувлечениявопрос-ответпрофессииЕГЭ-2022развлеченияПсихологияподготовка к ОГЭМинистерство образованияобразованиеработалайфхакирейтингмузыкарусский языксоветыЕГЭ 2024ИТМОРособрнадзорволонтерствопоступлениеМГУлайфхакиинтервьюкультураУчителькнигифестивальитоговое сочинениеподготовка к ЕГЭличный опытна практику — в ПУ!СПбГУЕГЭ-2024олимпиадашколаисторияВсероссийские открытые урокиэкзаменыхоббиКак сдать ЕГЭЛучшее на Стенекаталог сочиненийинтересные фактыСочинениеКем бытьрецензияжурналистикаКаталог профессийсаморазвитиеисследованиеспортпрофориентациячто посмотретьКуда сходитьКонцерткак прошли ЕГЭ-201875 лет Победыродителисоветы психологаНовый годподготовка к экзаменамстудентамОГЭЧто почитатьподросткианглийский языкотношенияПоступление 2024ЕГЭ 2018куда поступатьпутешествияприемная кампаниялитературауниверситетНа практику — в ПУ!Каталог вузовопросВаши историиискусствовыпускнойвузыВостребованныерейтинг вузовВУЗкарантинкино
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 21

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 23

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Изнутри#6: вся  правда о профессии учителя русского языка и литературы

Изнутри#6: вся правда о профессии учителя русского языка и литературы

Поговорили со студенткой 1-го курса РГПУ им. Герцена и с учителем «Ногинской гимназии» 15-летнего стажа

Просмотры
5591
В шестом выпуске нашего спецпроекта «изнутри» мы продолжаем говорить о «традиционных» профессиях, и теперь мы затронем одну из самых знакомых, жизненных профессий-призваний - учитель. А именно, учитель русского языка и литературы. Почему именно об этом? Во-первых, уж очень много стереотипов сложилось вокруг этой профессии - мы решили узнать, так ли верно то, о чем говорят. Во-вторых, в последнее время ребята чаще смотрят в сторону педагогики. Так что, самое время узнать об этой общественно-значимой профессии сейчас, в разгар экзаменов и поступления в вузы. 
Сегодня мы решили задать вопросы студентке 1-го курса филфака РГПУ им.Герцена Алине Паташовой и учителю русского языка и литературы «Ногинской гимназии» Французовой Марии Александровне, которая работает 15 лет. И то, о чем расскажут они, ты точно не найдешь в Интернете!
Алина Паташова и Французовой Марии Александровне
Алина Паташова и Французовой Марии Александровне

Что привело к решению стать учителем русского языка и литературы?


«С детства я увлекалась литературой, поэтому выбор гуманитарного профиля был для меня очевиден. В 8-м классе у меня возникла утопическая глобальная цель: тогда я считала, что учитель для ребенка является вторым родителем, и он может помочь ему в сложных ситуациях, о которых не всегда легко рассказать родителям. Также у меня было стремление помогать детям в проблемных семьях, оказать им поддержку. Мне всегда хотелось быть опорой для них в этом нестабильном мире, и, в том числе, прививать любовь к литературе, которая тоже учит нас жизни несмотря на то, что это пережитки культурного опыта и истории в совокупности с авторской позицией. Важно, чтобы ребенок стремился к знаниям, и, самое главное, хотел обучаться, учитель может поспособствовать этому. Литературу не освоишь с такой же четкостью, как и физику с математикой, заучивая что-либо, — это достаточно большой объем, где преподавателю нужно обязательно подпитывать свои знания разными источниками, адаптировать информацию под возраст учеников. Также я помню, как перед началом занятий все садились на перемене и слушали краткое содержание заданной книги от меня – всем было интересно, и мне показалось, что это мое. Так, любовь к изучению литературы и умению ее преподавать, преподносить, привели меня к тому, чтобы стать учителем», - Алина Паташова, студентка 1-го курса РГПУ им.Герцена

«Моя история не похожа на истории тех, кто говорит, что чувствовал призвание к своей профессии с детства. Я не играла в школу с куклами, не пыталась обучать плюшевого медведя… Зато в моей жизни было две судьбоносные встречи. В старших классах школы я познакомилась с прекрасным учителем литературы - Перминовой Валерией Викторовной, которая сделала так, что мы, 30 человек класса, раз и навсегда влюбились в русскую классическую литературу. Затем я встретила еще одного преподавателя - Ирину Ивановну Мишкеткуль, которая открыла мне стихию русского языка, как явления. Поэтому я пошла в педагогический университет, чтобы, прежде всего, заниматься языком и литературой. А на 4-м курсе случилось так, что многие студенты филологического отделения решили попробовать работать в школе, и я последовала за ними. Только потом все, кто шел в школу пробовать себя в виду своих убеждений, представлений, ушли, а я осталась. Я поняла, что мне очень интересно общение с ребятами, помогать ученику улучшать свои результаты, какими бы они ни были. Даже, если стартовые условия очень скромные и сначала у ребёнка ничего не получается в предмете, всегда есть диапазон, в рамках которого можно результаты улучшить. И вот когда у тебя получается помочь ребенку это сделать, - это, пожалуй, высшее наслаждение в профессии. Ощущение, что ты помогаешь ребятам развиваться, оказалось настолько важным для меня, что я решила остаться и уже работаю учителем 15 лет», - Французова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы «Ногинской гимназии» 

Почему выпускники стремятся работать  в качестве репетитора, а не в школах?


«Банальный ответ: деньги. Для примера, сейчас я работаю в онлайн-школе SMITUP. У меня небольшая группа в 15 человек. В мои обязанности входит проведение для них практических занятий и мозговых штурмов, проверка их сочинений, составление индивидуальных заданий для каждого. При этом у меня достаточно свободный график: я устанавливаю свои дедлайны, проверяю сочинения в удобное для меня время, а даты вебинаров мы выбираем совместно с учениками. При такой занятости я зарабатываю примерно столько же, сколько и учителя в моем родном городе, в Нижнем Новгороде - причем они работают полноценный 8-часовой рабочий день. И это не особо справедливо.
Еще одно преимущество репетиторства или работы в онлайн-школе – молодой коллектива: например, с начальством мы беспроблемно можем что-либо обсудить и внести какие-то коррективы как в процесс обучения, так и в мой график. В школах же есть давно установленная система и, по большей части, там решает именно государственный документ: «как» и «что» выстроить, какие произведения, задания дать ученикам на уроке… Это не особо хорошо, особенно для инициативного молодого педагога», - Алина Паташова

«На мой взгляд, у этой проблемы есть две составляющие. Во-первых, среди студентов оказываются те, кто хочет стать специалистом в своей предметной области. Скажем, на моем филологическом факультете учились очень интересные девчонки, которые в результате стали литературными работниками, журналистами, редакторами в крупных газетах, переводчиками, корреспондентами федеральных телевизионных каналов. Это люди, которые шли обучаться филологии прежде всего, а не для того, чтобы стать школьным учителем… 
…А потом, мне кажется, что профессия школьного учителя в наше время несколько дискредитирована. Есть распространенное мнение о том, что учителям очень сложно зарабатывать. Ведь чтобы начать зарабатывать приятные суммы, требуется поработать в школе 7-10 лет и повысить свою квалификацию.  А второй момент связан с тем, что в школе сложно построить блистательную карьеру, как например топ-менеджеру Газпрома. Карьерный рост учителя ограничен позициями заместителя директора или директора школы. Согласитесь, что для многих это не самая престижная и уважаемая должность. И эти стереотипные мнения сделали профессию учителя непривлекательной. Действительно, это очень многих отпугивает, а зря», - Французова Мария Александровна

О каких ложных стереотипах можете рассказать?


 «Сейчас я обучаюсь на 1-м курсе, поэтому еще не была в роли классического преподавателя обычной школы, но могу рассказать об обывательском представлении. Один из самых распространенных стереотипов звучит как народная мудрость: «Мозгов нет - иди в Пед». Эта фраза меня всегда угнетала, а ее смысл влиял на мое самоощущение: когда я рассказала своим родителям, родственникам и друзьям о том, что собираюсь стать педагогом - во мне не то, чтобы разочаровались, но стали смотреть на меня надменно, даже отговаривали. Постоянно я слышала высказывания о том, что работа учителя нервная, низкооплачиваемая и неблагодарная – я сама в это верила. Знаю, что его очень сложно победить, потому что даже теперь, обучаясь вузе, я вижу много студентов, которые пришли точно не по призванию. Помню, как и в школе я видела безынициативных преподавателей, которые могли вымещать свою горечь от нереализованности на учениках: у меня, как и у многие в школе, появлялось нежелание обучаться этому предмету (поэтому я до сих пор не люблю физику). Однако, когда я пришла в онлайн-школу с горящими глазами и стремлением помочь людям сдать ЕГЭ - вы не представляете, какую отдачу я увидела одиннадцатиклассников, которые с наконец почувствовали, что их любят и их хотят научить. Это стало для меня неожиданностью: казалось, меня будут воспринимать как строгого и отвлеченного учителя, а на деле вокруг меня сформировался круг ребят, которые увидели мою инициативность, заинтересовались предметом и, в итоге, стали для меня маленькой семьей. Социальное взаимодействие с учениками и их достижения мотивируют и внушают уверенность в самого себя. Наверное, это самое ценное в работе преподавателя. Тем самым закрывается вопрос и о зарплате, ведь, работая в таком темпе и с такой отдачей, можно увеличить свой доход и быть при этом счастливым человеком. 
Еще хочу рассказать о правдивом стереотипе: в педагогических вузах по большей части не могут мотивировать на работу в очной школе. Идет очень мощная государственная пропаганда одной точки зрения на какое-либо произведение. И практика, что проходит сейчас в вузе, в основном, не ориентирована на современного ребенка. Так что выход только один: самостоятельно искать какие-то пути современного обучения детей, писать курсовые по этой теме и просвещать не только себя, но и преподавателей в вузе, если есть в этом потребность. Возможно, эти проблемы вижу только я, но этот факт меня достаточно смущает»,Алина Паташова
«Первый, отживший стереотип, связан с невозможностью прилично зарабатывать в школе. Конечно, если рассчитывать зарплату только за количество проведенных уроков, то для того, чтобы выйти на благоприятный уровень, нужно от 7-10 лет опыта. Но дело в том, что помимо основной нагрузки, есть еще “горизонтальная” карьера учителя. Это профессиональные сообщества, распространение педагогического опыта, участие в конференциях, публикации в журналах, разработка собственных интеллектуальных продуктов, курсов, программ, это научная работа, в конце концов. И есть множество государственных и частных программ, которые готовы спонсировать изыскания талантливых учителей. Если человек активен, он действительно хочет совершенствоваться в своей профессии, то у него есть возможность заработать прилично, даже работая в школе. В основном о низких зарплатах говорят и повторяют это, как заклинание, педагоги старой формации, которые не могут приспособиться к новым реалиям в образовании.
Второй говорит о том, что работа педагога - рутинная, скучная и совсем не творческая. Я не знаю другой более творческой профессии, чем учитель. Дело в том, что каждый подготовленный урок похож на хорошо отрепетированный спектакль, в котором учитель является автором сценария, режиссером и исполнителем одной из главных ролей. И волшебство урока происходит только тогда, когда учитель  взаимодействует с учениками: направляет, организует и создает условия для того, чтобы это волшебство на уроке случилось. И вот представьте себе, что таких спектаклей учитель проводит, в среднем, 18-20 раз в неделю. Так что, быть учителем - интересно и захватывающе», - Французова Мария Александровна

Сколько в среднем зарабатывает учитель русского языка и литературы? А от чего зависит ставка?

«В этом вопросе мне отчасти помог ютуб-канал «Все работы хороши», на котором как раз не так давно вышел ролик о зарплате преподавателей в разных регионах. Насколько я знаю даже по рассказам уже работающих преподавателей, в Москве и Санкт-Петербурге вполне реально зарабатывать около 100 тысяч. Возможно, даже больше, если участвовать в дополнительной внеклассной работе…В регионах, конечно же, все хуже - некоторые зарабатывают и 20 тысяч. Для примера, я обучалась в музыкальной школе, и мой учитель музыки по гитаре зарабатывал 11 тысяч в месяц без учета конкурсов и концертов. Конечно, здесь разброс колоссальный…Очень страшно не попасть в какую-нибудь хорошую московскую или петербургскую школу, а работать за 20-30 тысяч и жить, по нашим меркам, впроголодь. Конечно, тут всё зависит от самого молодого педагога: достаточный уровень знаний и опыт преподавания позволит заработать учителю больше, чем МРОТ.
Однако зарплата может меняться в ту и другую сторону - все зависит от количества часов, которые можно взять в день, внешкольной активности и олимпиад детей, к которым ты их готовишь. Но на это тоже нужны силы и время…Если человек горит не только преподавательством, но и своим предметом, думаю, ему будет все это даже в радость. Конечно, здесь играет роль и квалификация: если пройти магистратуру, могут принять в гимназию или лицей, и зарплата будет выше», - Алина Паташова

«Я не возьмусь за средние цифры по стране, потому как не владею статистикой, но знаю, что зарплата очень сильно зависит от региона. Допустим, в Центральных регионах, в частности в Москве, педагог получает, в среднем, около 100 тысяч рублей в месяц.  Должна сказать, что сейчас картина поменялась, потому что активно набирает обороты онлайн-образование. И педагоги, которые трудятся в регионах, могут заниматься с учениками из любого уголка России, даже с ребятам, которые находятся за рубежом. Скажем, у меня есть ученики из Петербурга, Карачаево-Черкесии, Германии. Современные технологии позволяют стереть финансовые границы заработка учителей. Если говорить только о заработке в школе, здесь ставка зависит от стажа, нагрузки и квалификационной категории. Если рассчитывать только на ставку, то для того, чтобы выйти на приятный заработок, нужно проработать 7-10 лет. Выручает и частное преподавание.
Так что очень важно постоянно развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Ведь как только закостенеешь, тут же перестаешь быть актуальным в этой области. Нужно владеть навыками, необходимыми современному педагогу, в том числе, уметь использовать цифровые технологии, Интернет -  от этого теперь никуда не деться. И, если ты профессионал в своей области, то работа и заработок сами тебя найдут, в этом не стоит сомневаться. В образовании это сейчас актуально, как никогда», - Французова Мария Александровна

Как выглядит рабочий день?


«Пока не знаю, смогу ли я работать в обычной школе. Если это произойдет, то график выстраивать буду точно не я - скорее всего, будет стандартный рабочий день, знакомый каждому школьнику и учителю страны: 7 уроков с 8 утра, заполнение бумажек, собрания в учительской и возвращение домой. По крайней мере, мне, наивному первокурснику, это представляется сейчас так.

Я бы очень хотела проводить внешкольные мероприятия. Например, я слышала, что в Петербурге стали очень популярны школьные театры, мне бы хотелось поддерживать такое творческое рвение. Я надеюсь, что в школе я буду задерживаться не только для заполнения ведомостей, но и для взаимодействия с детьми, для искусства, чтобы помочь детям реализовать себя в творчестве и, в какой-то степени, самой создавать креатив. Вряд ли отсутствие свободного времени хорошо скажется на моей будущей семье, но и с этим разумный человек может справиться», - Алина Паташова

«Обычно в первой половине дня проходят уроки и, как правило, с разными учебными параллелями: допустим с 5-м, 8-м и 11-м классами. Уроков бывает от 5 до 8, да и вообще до бесконечности, в зависимости от расписания и нагрузки. Соответственно, проходят они в разных аудиториях, а общение и эмоциональная включенность зависят уже от класса. Но это всегда общение интересное, потому что, как бы хорошо ты не знал своих учеников, обязательно кто-нибудь из них тебя удивит. Конечно, каждый раз хочется, чтобы это удивление было приятным, ведь негативные моменты в нашей профессии (как и в любой) связаны с общением с людьми. 

Во второй половине, как правило, идет проверка тетрадей, подготовка к урокам следующего дня. Возможно, педагогические конференции, семинары, внеклассные мероприятия, обучение на курсах, потому что все педагоги непрерывно повышают свою квалификацию.

И не стоит думать, что учителям русского языка и литературы не хватает времени на собственную жизнь. Если грамотно выстроить свой рабочий график и понять, какие виды деятельности тебе интересны и что из них приносит желаемый доход, то вполне можно организовать свой рабочий день таким образом, чтобы не проверять тетради по ночам, а к урокам готовится 24/7. Останется время и для работы, и для создания уроков, и для личной жизни», - Французова Мария Александровна

Последнее: от чего зависит успех в вашей профессии?


«Успех в моей профессии зависит (как и в любой другой сфере) от заинтересованности, и как я уже говорила много раз, от горящих глаз. Если преподаватель заинтересован в своем предмете, любит детей, может обсудить с ними произведения русской литературы без осуждения подростковых взглядов, то отдача учеников и, возможно, денежное поощрение, появится. Да, конечно, если не видишь какой-то активности от детей, то становится тяжело работать… Но я думаю, что всё зависит от инициативы преподавателя. 
Также успех в обычной школе зависит и от начальства: будут наши ровесники или люди в возрасте, можно ли продвигать собственные проекты или в процессе обучения уже всё задумано наперед.

Было бы неплохо, если государство поддерживало бы молодых преподавателей, обеспечило учителям стабильную и хорошую зарплату, а главное – повышало статус работников школы в обществе. Сейчас многие и взрослые люди, и мои ровесники относятся к нашей профессии пренебрежительно, порой, даже с нотками жалости. Сложился такой собирательный образ: женщина-учитель работает не по призванию, мало зарабатывает, срывается на детях, да еще и муж какой-нибудь военный... Именно такие стереотипы сильно мешают и, мне кажется, направленность государственной инициативы на то, чтобы сформировать иное мнение о преподавателях, играет одну из важных ролей», - Алина Паташова

«Успех в этой профессии зависит от того, насколько ты ее любишь, насколько тебе интересна она и люди, с которыми ты работаешь. И если так, то педагог всегда будет стремиться дать лучшее. А это, как минимум, знать, чем сейчас располагает педагогическая наука, каким образом наиболее эффективно учить, чтобы результатом твоей работы стали прочные знания ребят и, как следствие, высокие баллы на экзаменах, олимпиадах, профильное поступление вузы. Ты развиваешься и совершенствуешься в своей профессии, стремишься овладеть самыми лучшими, интересными и востребованными педагогическими технологиями.
В этом году я сдаю ЕГЭ по русскому языку и по литературе, потому что на будущий год выпускаю 11-й класс и хочу быть уверена, что расскажу “из первых рук” ребятам о том, что их ожидает на экзамене. Также, уже несколько лет подряд я и некоторые мои коллеги принимаем участие в “Тотальном диктанте”, к тому же сама пишу эту работу на пятерки, без единой ошибки…Это приятное подтверждение того, что иду, как мне кажется, верным путем. В профессии успех приходит к тем, кто любит свое дело и с уважением относится к людям, для которых работает», - Французова Мария Александровна

Поговорили со студенткой 1-го курса РГПУ им. Герцена и с учителем «Ногинской гимназии» 15-летнего стажа
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru