Термос - «Thermos»
В 1893 году ученый Джеймс Дьюар изобрёл прародителя современного термоса — сосуд был стеклянным, а не железным, но тоже долго хранил тепло.
Позже его ученик, Рейнольд Бергер, решил воспользоваться изобретением учителя не только в научных, но и в бытовых целях. Так появляется железный полый цилиндр с двойной крышкой, который до сих пор выходит под торговой маркой «Thermos».
Сначала он привлёк внимание лишь англичан, так как мог сохранить неизменной температуру их любимого напитка - чая - на долгое время. Но достаточно быстро бренд становится популярным во всём мире. Сегодня «термосом» мы называем абсолютно любую посуду, сохраняющую тепло жидкости.
Лейкопластырь - «Leukoplast»
Его придумал в 1882 году Пауль Карл Бойерсдорф - известный фармацевт из Германии. Изобретение сразу же получило патент, но маркой «Leukoplast» оно стало лишь в середине 1890-х гг. благодаря фармацевту Оскару Тропловицу, которому Бойерсдорф в 1890 году передал права на свою одноименную компанию, и дерматологу Паулю Герсону Унна.
Они улучшили созданный Паулем Карлом пластырь, сделав его более стерильным и менее аллергенным. С тех пор вид «лейкопластыря» мало в чём изменился, а вот название бренда стало именем нарицательным во многих странах.
Кеды - «Keds»
Да, и они тоже! В 1892 году американская корпорация «U.S. Rubber Company» и компания «Goodyear», входящая в её состав, выпустили обувь на резиновой подошве с тканевым верхом. Изначально её окрестили «педами» — так на сленге называли бедных американцев, которые в основном и носили эту обувь. Но разработчики сразу поняли, что бренд должен быть уникальным. Они соединили слова «peds» и «kid», так как хотели привлечь юных покупателей, и создали торговую марку «Keds». Популярность у «кед», как вы можете догадываться, была огромной.
Скотч - «Scotch»
Клейкую 5-сантиметровую ленту изобрёл в 1925 г. техник американской компании «Minnesota Mining and Manufacturing» Ричард Дрю.
Название она получила из-за одного забавного случая: работники автомобилестроительного завода в Детройте, которым прислали несколько образцов ленты, отметили, что хорошо приклеивается она только по краям, а в середине под ней остаются пузырьки воздуха. В те года шотландцев считали самой жадной нацией, а потому рабочие предположил, что именно они были начальниками Ричарда. Один из рабочих завода прокричал что-то про «scotch» (с английского — шотландцы) и попросил отправить изобретение обратно к создателю. Название так сильно понравилось работникам компании и завода, что впоследствии превратилось в марку «Scotch». Коробку с продукцией украшали изображением шотландской клетки, а лицом бренда сделали забавного человечка в килте. Сегодня на ценниках в канцелярских магазинах мы чаще встречаем слово «скотч», нежели «клейкая лента».
Фен - «FOEN»
Первый прибор для сушки волос появился ещё в 1890 г. благодаря французскому парикмахеру Александру Годфруа.
Тогдашний «Фен» был больше похож на пылесос с железными «щупальцами», который крепили к стойке у кресла. Такой аппарат мог использоваться только в салоне. Спустя десятилетия совершенствования, в 1941 году, в Германии появился бренд «FOEN», выпускавший приборы, которые выглядели почти как современные фены. Из-за неправильной транскрипции фирму называли «Фен», а не «Фён», и впоследствии наименование торговой марки стало именем нарицательным.
Ксерокс - «Xerox»
Кажется, об истории бренда «Xerox» слышали многие. И если другие фирмы часто получали выгоду от превращения названия своей продукции в эпоним, то владельцам «Ксерокс»’а эта история не понравилась.
Первый копировальный аппарат был изобретён физиком Честером Карлсоном на базе нью-йоркской компании «Haloid Photographic Company» в 1938 году, но официально его производство было запущено в 1946. Название сильно понравилось американцам, и когда на рынке стали появляться «копиры» других марок, их всё равно называли «ксероксами». Получалось, что всю копировальную технику, даже плохого качества, приписывали этому бренду, что разочаровывало создателей. В США они смогли переучить жителей говорить «photocopier» вместо «xerox», а вот с СССР ничего не вышло — мы до сих пор «ксерим» и делаем «ксерокопии».
Памперс - «Pampers»
Сегодня многие используют слово «памперс» вместо «подгузник» и считают, что бренд «Pampers» решил не сильно задумываться над своим названием. Но на самом деле слово, как и в перечисленных случаях, только пзже стало именем нарицательным.
В 1956 году инженеры Виктор Миллс и Норма Лудерс-Бейкер, которые работали в компании «Procter & Gamble», взялись за разработку одноразовых подгузников для детей. Через 5 лет первая модель поступила в продажу. Название торговой марки придумали от английского «to pamper» — баловать. Слово звучало приятнее обычного «подгузник», а потому быстро закрепилось как наименование всех одноразовых трусиков для малышей.
Фломастер - «Flo-master» или «Flowmaster»
Диктофон - «Dictaphone»
Первое записывающее голос устройство было изобретено Томасом Эдисоном в 1877 г. Тогда его назвали «фонографом» и продавали под брендом «Ediphones». Но качество продукции было низким, и поставки на рынок из-за падающего спроса пришлось прекратить.
В 1885 году Чарльз Тейнтер вместе с Александром Грэхемом Беллом и Чичестером А. Беллом изобрели «графофон», который был похож на устройство Эдисона, но значительно превосходил его в качестве. Томас, вдохновившись работой Тейнтера, выпустил точно такую же машину, но до 1895 года её завышенная стоимость не позволяла изобретению получить распространение.
В 1907 году компания «Columbia Phonograph» выпускает свой «графофон» под торговой маркой «Dictaphone». Именно её название закрепилось за записывающим устройством.
Газель и Камаз - «ГАЗель» и «КамАЗ»
Думаем, что «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ) и «Камский автомобильный завод» (КамАз) были даже рады, когда названия моделей их автомобилей стали нарицательными.
С появлением в России первых микроавтобусов Ford, Peugeot и Volkswagen и грузовых автомобилей Volvo, MAN и Mercedes люди понимали, что это новые бренды, но упорно продолжали называть их «газелями» и «камазами».
Первые смогли избавиться от назойливого русского «прозвища», превратившись просто в «маршрутки», а вот иностранные марки грузовиков всё ещё по привычке переименовывают в «Kamaz». Не повезло и «Минскому автомобильному заводу» (МАЗ), большегрузную технику которого мы тоже называем «камазами».
Нутелла - «Nutella»
Судьба бренда любимой многими пасты с ароматом лесного ореха схожа с судьбой «Kinder» и «Chupa-Chups». Шоколадные пасты других фирм дешевле и не такие вкусные, как «Nutella», однако их часто называют одинаково.
Но мы знаем, что вкус настоящей «Нутеллы» ещё никто из российских производителей не смог повторить, и потому узнаваемости бренда это точно не вредит.