Образование — подвижная система, которая постоянно меняется: то предлагают вводить новые уроки, то повышать патриотизм гимнами по утрам и «разговорами о важном». Вместе с Иваном Боганцевым, директором Европейской гимназии и автором курса Skillbox “Управление современной школой”, разбираемся в том, как частные и государственные школы инициируют и переживают изменения. Во многом это даже схоже.

Кто стоит за изменениями в разных школах
Самый простой и даже очевидный способ изменить государственную школу — назначить молодого прогрессивного директора. Если директор сможет убедить всех в необходимости изменений, то появляется шанс на преобразования, которые будут одобрены выше. Правда пока что процент таких директоров крайне мал, но встречаются и те, кто выстраивал новые системы внутри школы на пользу детям и не вызывал недовольства у родителей.
Частное образование считается более гибким: оно предполагает индивидуальный подход к потребностям детей и берет в расчет мнение родителей. Но здесь возникают свои сложности, например, с проактивными родителями, которые хотят принимать деятельное участие в жизни школы. Следует понимать, что даже в частных школах осуществление изменений в любом случае возможно только на уровне администрации.

Что общего в государственных и частных школах?
Во-первых, и в тех, и в других учителя, родители и школьники объединяются в сообщества. Например, это родительские комитеты — группа активных родителей, которые берут на себя какую-нибудь функцию. Также и школьные парламенты учеников. А выпускники иногда основывают попечительские советы, цель которых помогать родной школе финансово и организационно.
Все эти группы влияния могут стать дополнительным инициатором школьных изменений. Правда большее влияние они имеют всё же в частных школах, которым в большей степени свойственно коллегиальное принятие решений и поиск компромиссов.
Но и те, и другие заведения при планировании изменений упираются в вопрос бюджета. Если он ограничен, то серьезные реформы имеют мало шансов на существование. Может, вы удивитесь, но далеко не все частные школы имеют большой бюджет. Обычно он очень ограничен, и большая его часть идет на первоочередные нужды — заработные платы сотрудникам, починку здания и техники.
Как изменяется система управления?
Одно из самых глобальных и трудоемких изменений, которое может произойти в школе, — реформа системы управления: снимать и назнначать новых лиц, вводить новые должности. От этого будет зависеть и эффективность самой школы, и образовательного процесса.
Правда, как и со всем прочим, эксперименты такого масштаба возможны только в частных организациях.
Педагогическая реформа
Самый популярный тип изменений обычно касается педагогической деятельности. А именно, методов преподавания, подхода к ученикам, формата проведения уроков и форм контроля. Такие реформы обычно не носят глобальный характер, но в перспективе могут повысить качество образования и глубину знаний учеников.
Реформа коммуникационной стратегии
Изменения, связанные с взаимодействием школы с детьми и их родителями. Эта реформа играет ключевую роль в построении теплых доверительных отношений как с учениками, так и с их родителями.
Пространственная реформа
В данном случае речь идет не о косметическом ремонте, связанном с изнашиванием здания, а об изменениях, которые связаны с улучшением самого образовательного процесса. Например, если педагогическая реформа предполагала разделение классов на маленькие подгруппы, то школе потребуются небольшие аудитории.

Доверие — залог успеха
Чтобы выстроить эффективную систему, в первую очередь важно доверие родителей. Один из способов выстраивания доверия — отказ от родительских собраний, где на всеобщее обозрение могут быть выставлены успеваемость или поведение ребенка. Родительские чаты тоже носят спорный характер. С одной стороны, это быстрый способ коммуникации, но с другой, родители могут устраивать еще более эмоциональные разборки, чем их дети. Главная опасность таких чатов — отсутствие школьных представителей в них. Школе важно знать, какие отношения складываются между детьми и между родителями. Только в этом случае речь может идти о доверительных отношениях. Эти небольшие шаги могут внедрить оба типа школы.
Реформирование частных и государственных школ имеет свои нюансы, но ключевые факторы схожи. Все решения принимаются компетентными людьми, то есть администрацией, а масштаб изменений зависит от бюджета. Ключ к успеху — здоровая атмосфера во всем школьном комьюнити, доверие и открытая коммуникация.