Cодержание
Всё это, конечно, крайности. Но они прекрасно показывают тенденцию: призванные мотивировать и помогать ребятам учиться, сегодня начинает только мешать и приводит разве что к стрессам, выгораниям, ненависти к школе и учителям.
И эта цифра - самая большая в мире
Почему так? Да хотя бы потому что не все школьники универсальны, и подстраивать вех "под одну гребенку" не получится. Подумайте сами: есть, например, ребёнок, которому легче даётся математика, и он за пару минут решит весь номер, а другой такой же ребёнок потратит на него час, или вообще несколько дней. Только на контрольной первому поставят твердую пятерку, а второму - два. И никого не будет волновать, что он просто не может успеть решить задания так же быстро, как одноклассники. Но при этом он проделал куда большую работу, и если бы его сравнивали с ним же лет пять назад, а не с другими одноклассниками, то оценка была бы куда выше. "Вот почему Маша из соседнего подъезда учится на одни пятерки, а ты так не можешь?"
А это уже другая проблема. Когда ты приходишь после школы, и полученную двойку видят родители. И тут начинается: он смог, а ты нет, и вообще - мой ребёнок хуже остальных.
И, самое интересное, что говоря это, родители не стараются унизить, заставить плакать, как-то оскорбить. В их головах мы быстренько соберемся и побежим читать учебники, решать задания, меняться к лучшему.
Вот только на деле вместо этого появляется неуверенность в себе, комплексы, мысли, что он "недостаточно хорош" и слёзные просьбы к учителям "только три не ставьте, а то меня мама убьет".
И вдобавок к этому полное отсутствие желания учиться. Оно и понятно: кто захочет открывать учебник по истории, когда вчера из-за этого параграфа ты в пух и прах разругался с родными, да ещё и получил подзатыльник за то, что "даже учиться нормально не можешь"
Сегодня отметка в роли стимула работает все хуже и хуже. Особенно грустно, что многие под оцениванием понимают классические 1-2-3-4-5. Это даже непрофессионально: путать оценку (процесс или экспертный результат оценивания) и отметку (формальный параметр результата). Даже специалисты не всегда понимают, что полноценное обучение невозможно без настоящей помогающей оценки. Но отметка совсем не обязательна. Более того, часто вредна
Михаил Кушнир, советник Лиги образования
"Контрольную все сдали на пять, но отличился Иванов и сдал хуже всех"
Так продолжают "мотивировать" уже учителя в классе. Вот только учитель обычно не догадывается, что после урока "добрые" одноклассники будут обзываться "тупым", или вообще сделают ребёнка изгоем. И тогда отличившемуся Иванову будет уже далеко не до того, чтобы исправлять свои оценки.
Но если уйти от категоричных историй о злых учителях, родителях и детях, то аргументы против системы оценивания всё равно найдутся. Хотя бы то, что дети совсем перестают учиться. Им главное получить свою оценку, а как они это сделают - это уже другой вопрос. В погоне за пятеркой для них все средства хороши: и ГДЗ, и помощь учителям, и шпаргалки на контрольных. Вот только мало кто понимает, что шпаргалки и ГДЗ уйдут, а ты со своим красным аттестатом ещё не факт, что поступишь в вуз, или даже больше - на работу.
Дети от рождения хотят учиться и познавать, это суть человека: познать всё — от чёрных дыр до атомов. Но когда ребёнок идёт в школу, то вместо роста знаний он ориентируется на отметки, то есть подменяется мотив. А через год-другой ребёнок не только привыкает к отметкам, но уже хочет получить то, что они ему дают: хорошее отношение родителей, велосипед, карманные деньги.
Шалва Амонашвили, педагог
Как изменить систему образования?
Рассмотрим хотя бы Финляндию, образование в которой уже не первый год лидирует во всем мире.
Там учителя самостоятельно планирует свои занятия, подбирает то, что ребенку будет действительно нужно. И это мотивирует куда лучше, чем школьные отметки. Потому что после выхода из стен школы у ребят не остается банальных вопросов о том "как платить налоги", "как правильно расчитывать заработную плату", "кем я хочу быть". И более того, ученик спокойно может делать упор на важные для него предметы, и исключить ненужные. Потому что даже с плохими отметками его не смогут исключить или отправить в другую школу.
И такой подход полностью исключает "оценочную" мотивацию: выпускных экзаменов в Финляндии не проводятся. Контрольные - по усмотрению учителя. В России детей пугают ЕГЭ, говоря, что это самый важный этап в жизни ,в результате чего многие падают в обмороки во время экзамена или сталкиваются с нервным срывом.
А что думаешь про школьные отметки ты? Делись в комментариях!