С чего начинается осень у ребят, только-только окончивших школу? С праздничной линейки в колледже или университете? Или с первой работы? Но моя первая послешкольная осень началась с большого чемодана и билета в один конец до Франкфурта на Майне.
И сейчас я расскажу, как меня занесло на целый год в Германию, о лучшем необдуманном решении, и о том, как мой опыт может помочь ребятам 10-11 классов более спокойно окончить школу и небанально начать взрослую жизнь.
Согласитесь, что та нервотрепка, с которой ежегодно сталкиваются старшеклассники – испытание не из легких. Тут на бедных школьников наваливается все и сразу: прессинг со стороны школы (а иногда и от родителей), осознание, что та жизнь, которую ты жил последние одиннадцать лет, заканчивается. А в голове в этот момент - лишь гнетущая мысль о необходимости сложного выбора, который определит твою судьбу как минимум на последующие 4-5 лет.
К своему 11 классу я подошла без какого-либо понимания, что делать со своей жизнью после школы. Интерес практически ко всем сферам - от науки до искусства - не помогал с выбором, а отсутствие в портфолио хотя бы какой-нибудь олимпиадки ещё больше сузило выбор, шанс был один - сдавать экзамены, а дальше как пойдет ...Итак, задачка: мне 17, нужно выбрать профессию, как-то начинать готовиться к экзаменам, до которых времени все меньше и меньше; дано: максимально размытая сфера интересов и возрастающая с каждым днем тревожность. Задачка со звездочкой.
Тогда я решила изменить условие задачи
Не бросаться в отчаянии в первый попавшийся университет или колледж, а остановиться и подумать.
Конечно, мысль об осознанном непоступлении в университет или колледж принять было непросто, но выходить из школы в неизвестность совсем, без представления о дальнейшем развитии событий, было чем-то за гранью реального. Нужен был план.
И тут произошло чудо - иначе я это назвать не могу: мне подсказали контакты людей, которые занимаются организацией волонтерской службы для молодёжи. Решение я должна была принять очень быстро, так как уже заканчивался прием заявок, и я, недолго думая, отправила свою анкету, особо ни на что не рассчитывая. И через пару недель меня пригласили на встречу в Москве.
Freunde der Erziehungskunst (далее для удобства «Друзья»). Организация, название которой я даже прочитать на тот момент не могла, собрала всех, кто подал заявки, на семинаре в Москве. А потом из всех нас должны были остаться всего 12 человек, которые смогли бы поехать в Германию на так называемый «социальный год».
Сказать честно, с первых же минут встречи я чувствовала себя очень неуверено. Многие из ребят отлично знали немецкий, а я и двух слов связать не могла. На тот момент мне казалось, что знание языка будет решающим, так что я даже и не надеялась, что попаду в число счастливчиков. Но видимо, мотивация и личные качества для кураторов оказались более важны, так что, спустя какое-то время после семинара, я получила электронное письмо с сообщением, что моя кандидатура одобрена, и организация уже приступила к поиску места моего проживания и работы.
«Друзья» взяли на себя самую сложную (и лично для меня нелюбимую) часть работы: бюрократия и организация. Со мной связывались примерно раз в пару недель, чтобы сообщить необходимые новости: о том, что работодатель найден, о том, что в ближайшее время мне пришлют контракт на подпись, скажут, какие документы готовить, какую страховку оформлять, как подать документы на визу и как добраться до места работы и проживания. Мне оставалось лишь регулярно проверять почту и делать то, о чем попросили, и спокойно, без суеты доучиваться последний год.
Разумеется, когда я не контролировала процесс от и до, поэтому у меня появлялись сомнения: «а точно ли все в порядке с документами», «а не перепутали ли где-нибудь данные», «а точно меня ждут на месте работы» и так далее. И эти сомнения не отпускали вплоть до прибытия на место, где на крошечной железнодорожной станции немецкого городка меня уже ждал один из будущих коллег.
Переезд в другую страну, к слову, это далеко не так весело и легко, как показывают в сериалах и фильмах
Это жуткий стресс, который далеко не каждый выдержит. И чтобы немного упросить ситуацию, для нас заранее провели несколько семинаров в разных городах Германии: на них мы встречались с другими волонтерами из России и других стран, делились опытом, играли в игры, слушали лекции об особенностях жизни в Германии, ходили на экскурсии по знаменитым местам и общались с психологами. Это напоминало летний лагерь.
Несмотря на то что волонтерство – это добровольческая и часто неоплачиваемая деятельность, нам регулярно платили за нашу работу. Конечно, это не шло ни в какое сравнение с зарплатами штатных сотрудников. Скорее это были просто «карманные деньги», но учитывая, что всем было предоставлено жилье, а некоторым еще и питание, то по немецким меркам небольшой суммы ( 450-500 евро в месяц) вполне хватало не только на организацию быта и досуга, но и на путешествия. А так как рабочая виза Германии, выдаваемая волонтерам, позволяет свободно передвигаться по Европейскому Союзу, на эти «карманные деньги» я смогла побывать в Париже и Нидерландах. Неплохой способ потратить первые сбережения, скажу я вам.
Конечно, помимо приятных моментов, семинаров и отпусков, были и сложности, связанные в основном с работой. Социальная сфера - не для каждого: бывает сложно поставить чьи-то нужды выше своих, перешагнуть через свою, возможно, брезгливость и страх эмоционально очень тяжело, особенно в первое время. Но именно благодаря этому непростому опыту я заметила, что стала более внимательным и терпеливым человеком, у меня развилась та эмпатия, которая бы не проявилась в комфортной среде. Я благодарна за это и очень горжусь собой в прошлом – я справилась, а не бросила все, хотя иногда очень хотелось.
Если вы знаете, что работа с людьми дается вам тяжело, то существует еще много сфер, где помощь добровольцев не помешает: например, работа на эко-фермах, садах и небольших хозяйствах. Выбор работодателя - не лотерея, а отражение ваших изначальных запросов, которые «Друзья» учитывают при планировании «социального года».