Пожалуй, самое нелюбимое мое место - это супермаркеты. А особенно в канун нового года. Когда мама отправила за злополучными тарталетками, багетом и красной икрой, а в итоге ты выходишь с тремя пакетами, да ещё и измученный, словно только-только с поля битвы. Давайте, посмотрим, как это выходит. И, я думаю, вы точно узнаете себя в моих строчках.
Захожу в магазин и почти сразу попадаю в булочный отдел. Забавно: если на секунду прикрыть глаза, можно представить себя в "отчем доме" с теплым естественным светом и запахом свежей сдобы. А если совсем замечтаться, то и музыка на фоне может сойти за ненавязчивый звук радио на кухне.
Но стоит открыть глаза, и вот ты уже в мире цифр, акул и планктонов: кругом целлофан, выпечка, приготовлена конвейером из замороженного бездушного теста. Чувствуешь себя обманутым - потому что раньше этот "бездушный" круассан цеплял хотя бы своей ценой в 15 рублей, а сегодня на белом ценнике все 20. А отказаться уже не можешь: мозг требует, оправдывает эти 5 рублей разницы. Думаешь, ну ладно, на другом сэкономлю. Хотя это вряд ли.
Потому что из отдела с выпечкой можно волшебным образом (не иначе!) телепортируешься в отдел для любителей чая и кофе. И тут уже вопрос не в цене, в другом: а какой выбрать кофе? Средней обжарки из Эфиопии или, может, интенсивной из Бразилии? А чай? С малиной или клубникой, зеленый или черный? А может вообще взять фито-чай с огурцом, ну так, интереса ради?
И вот ты стоишь, глупо смотришь на эти цветные упаковки, которые обещают добавить энергии или успокоить нервы, а чувствуешь, что на грани. И все равно выбираешь тот, который твоя семья пьет уже год пятый.
Сбегая в панике, попадаешь в молочный отдел. А этот отдел по атмосфере схож с кабинетом стоматолога: холодный свет, белые стены, отражающие поверхности. И стройные ряды молочной продукции. А разноцветные ценники во всей этой белизне очень привлекают внимание. И невольно начинаешь играть в ассоциации: красный-огонь, значит акция срочная и покупать нужно тоже срочно; желтый - опасность, обрати внимание, дорогой друг, товар очень важен; зеленый - надежность, тут и гадать не надо, товар точно проверенный. Если посмотреть на картину в целом, то получается тетрис: водишь туда-сюда головой, маленькие цены рядом с большими, красный с зеленым, скидка с товаром без скидки. Контраст, цвета, расположение ценников- все этой направлено на то, чтобы мы купили именно тот товар, который не хотели.
Справляюсь с ещё одним лабиринтом у молочки и вспоминаю: хлеб. Это же то, зачем меня отправляли изначально. Вот только проблема: в отделе с выпечкой не было обычной буханки белого хлеба.
Парадокс этот вполне объяснимый. Всем нужен хлеб, но если поместить его в первые отделы магазина, это будет совсем скучно. Мы должны заработать этот кусок хлеба, идя на хлебные же крошки, по пути рассматривая другой товар.
Ну вот, мы взяли все, что хотели (или не хотели, но резко решили взять) и идем к кассам. И тут новая дилемма современного мира: пробьешь товар у кассирши, которая еще твоих родителей знала, или у бездушной автоматизированной машины.
Мы, как дети технологий, конечно, выбираем второй вариант. Тут и общаться не надо, не промахнешься с суммой и пакет, если нужно, сам возьмешь. А вот кассиршу все-таки жалко. Скоро не станет такой профессии, не станет “Наташ, отмена!”.
После магазина у меня одна только мысль в голове, да и то не моя: "Милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна". Маета, суета и лишняя потраченная тысяча. А на что?