Раньше к заболеваниям вроде анорексии и булимии никто не относился всерьез: девочки и мальчики были уверены, что они просто худеют «для себя», а родители только раздражались, мол ребенок что-то из себя «строит». Сейчас же у РПП есть код F50 в Международной классификации болезней, а 10% населения подтверждают – они больны.
И чаще всего с этим сталкиваются как раз подростки. Оно и понятно – проблемы с одноклассниками и друзьями, неуверенность в себе, сложности с пониманием, а каким ты должен стать потом, во взрослой жизни? Всё это превращается в какой-то «хаос» в голове, и его хорошо предотвращает издевательство над собой. Только вот как издевательство это не воспринимается, да и о последствиях люди с РПП задумываются редко. Уверены, что никогда их это не коснется. Главное для них – результат. Главное – нравится окружающим, заглушить боль или наказать себя.
Герои, которые поделились с «ПУ» своими историями, поняли это. Правда, немного позже, чем было нужно.
«Однажды я поправилась на двести грамм и полчаса бегала по кругу…»
Я с самого детства занималась гимнастикой. Мне кажется, именно она и стала причиной моего расстройства пищевого поведения. Одно из самых ярких воспоминаний об этом спорте – взвешивание.
Я помню, как однажды я поправилась на двести грамм. Увидев это, тренер заставила меня бегать по кругу по всему залу полчаса. И это все ради того, чтобы я избавилась от этих несчастных нескольких граммов.
Поле того, как я бросила гимнастику, я все еще судорожно подсчитывала калории и голодала, если в предыдущий день съела чуть больше. Для меня было важно не превышать то количество калорий, которое я должна была съесть за один день. Сначала 1200, потом 900, в самом конце я винила себя за то, что съела за день 600 ккал. И только дойдя до самых серьезных проблем со здоровьем, я поняла, что что-то нужно делать.
Эта история произошла со мной достаточно давно, но я до сих пор с трудом заставляю себя есть столько, сколько нужно моему организму. Но я верю, что рано или поздно это все закончится, и я буду самым счастливым человеком в мире.
- Лена
«Я была уверена, что лучшее чувство – чувство голода»
С самого детства я слышала о том, какая я толстая. От родителей, от одноклассников. И когда о лишнем весе мне сказал незнакомец, я решила взять ситуацию в свои руки. Я начала худеть: пробовала всё, что только можно. Первая моя голодовка пришлась на двенадцатилетний возраст. Я тогда была уверена, что лучшее чувство – чувство голода. Так я начала сбрасывать вес и была счастлива, когда видела на весах число, хотя бы на единичку меньше, чем в предыдущий день.
Я была счастлива. Ровно до одного момента: в тот день я подошла к зеркалу и увидела, что от меня не осталось ничего, кроме кожи, натянутой на кости. Я плакала, ненавидела себя, желала себе всего наихудшего, пыталась наказать себя очередной голодовкой, но в один день я решила попытаться помочь себе.
Посидев в Интернете, я наткнулась на интуитивное питание. Если быть честной, в первый раз у меня не получилось. Увидев, как стремительно летит вверх цифра на весах, я снова принялась худеть, и пришлось все начинать сначала.
На данный момент, это моя третья попытка набрать вес с помощью интуитивного питания. Я часто задаю себе вопросы: «Что ты хочешь съесть?», «В какой тарелке ты хочешь это блюдо?», «Где ты хочешь сидеть во время обеда?». Это очень помогает.
И только сейчас я начинаю понимать, что самое главное – это трехразовое питание. Это минимум. У меня, возможно, не будет перекуса, но завтрак, обед и ужин должен быть. Я могу не позавтракать ранним утром, но это значит лишь то, что у меня будет просто поздний завтрак. Безвыходных ситуаций не бывает. У каждого есть возможность помочь себе.
- Алиса
«Я думал, что меня любят только за мой вес»
Я всегда был самым худым мальчиком в коллективе, независимо от того, где я находился: театральная студия, школа или семья. Я думал, что меня любят только за мой вес. Но всему этому было суждено прекратиться. После тяжелого разрыва я стал часто нервничать, испытывать тревогу, грусть, злость или обиду.
Тогда я решил заедать свои эмоции. За несколько месяцев я набрал сначала пять килограмм, а потом и все двадцать. Была депрессия. У меня не было сил ни на что. Я чувствовал себя ужасно и не знал, как прекратить собственные мучения. Мне было очень тяжело выбраться из этого состояния.
И всем, кто сейчас испытывает то же, что и я когда-то, я скажу только одно: самое главное для вас – начать любить себя. Никто не будет любить вас так же сильно, как вы! Со временем к каждому из вас придет одна простая истина: способность любить себя таким, какой ты есть, – главнейшее качество в жизни. Поверьте мне, если бы тогда у меня был навык принимать себя таким, какой я есть, всей этой истории могло бы не быть.
- Рома
«Чувства такие, будто я тону»
Сколько себя помню, я всю свою жизнь сидела на диетах. Только несколько лет спустя я поняла, что попытки поставить какие-то рамки и ограничить употребление каких-либо продуктов – худшая идея в мире. Я пробовала разные диеты: и экстремальные, и те, которые на первый взгляд кажутся безопасными. Последней каплей для меня была шоколадная диета. Это когда ты не ешь в день ничего, кроме плитки шоколада. На этой диете я просто убила свое здоровье, но не похудела. В конечном итоге я решила перестать следить за своим питанием. И ела. И ела. И ела… Я ела все свое свободное время, мне даже было все равно, закончился ли срок годности у продукта! Чувства такие, будто я тону. В один день я решила, что надо худеть. Но не сейчас. Сейчас не хочу. Я решила дойти до своего максимума, чтобы оттолкнуться от него, как от дна, и всплыть, вдохнув свежий воздух. Прошло полгода, сейчас я на интуитивном питании. Надеюсь, что я все делаю правильно.
- Саша
Несколько историй от ребят с РПП собрала Анастасия Рыбцова, студия журналистики «Журфикс»