Совсем недавно вокруг школьного “Архипелага ГУЛАГА” А.И.Солженицына разгорелись совсем не детские споры. Вначале один из депутатов предложил убрать произведение из школьной программы, потому что оно “не прошло испытание временем”, да и вообще в нем куча исторических ошибок. Потом выяснилось, что от предложения отказались. История, в общем, как и всегда, запутанная. Но все-таки, какое значение имеет “Архипелаг ГУЛАГ” для школы, и чем Солжениценовское эссе так не угодило?
Что не так с “Архипелагом”?
Первое обвинение, которое выдвинули с политической трибуны заключалось в том, что в книге очень много искажений фактов. Да, может быть это и правда так, но только произведение это на то и литературное, чтобы передавать взгляд автора, пускай и с историческими погрешностями.
Но нельзя сказать, что всё в этой книге - ложь: идея произведения появилась у Солженицына, когда он начал получать ни одно и не два письма от заключенных и их близких. И хотя у писателя, как рассказывает нам Голубков Михаил Михайлович (доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) доступа к реальным архивным документам не было, дороже оказались личные истории и свидетельства тех 227 человек, которые прошли через лагеря. Да и свой опыт тоже. Как раз на этих рассказах «воссоздается одна из трагических страниц советской истории ХХ века. И забывать ее тоже не следует».
Другой упрек касался уже самого автора, который, по словам депутата, “пытался получить Нобелевскую премию по литературе за то, что “вымарал в грязи собственную родину””. Да, Нобелевскую премию писатель получил - но вот правда ли, что он не любил свою страну?
Ну и, наконец, последнее - “Архипелаг ГУЛАГ” не прошел испытание временем. Правда, о каком времени говорится - школьном или общем - автор цитаты не уточнил, но мы решили разобраться, как обстоят дела с этим в программах по литературе.
А в них что?
Книгу ввели в школы еще в 2009 году, а чуть позже поняли, что дети это “не потянут”, и сократили текст до 500 страниц, оставили самое важное. И с тех пор ничего не менялось. Как говорит ПУ Лариса Арачашвили (учитель русского языка и литературы, Учитель Года-2019) “сейчас «Архипелаг ГУЛАГ» лишь номинально представлен в школьной программе, в кодификаторе ЕГЭ его нет, а времени на изучение отводится всего пара часов”. Так что вряд ли удастся найти хоть одного школьника, кто знает эту историю точно, в деталях. Потому что пройти даже сокращенный вариант в 500 страниц за два урока - просто нереально.
Так что здесь уже вопрос стоит по-другому - нужно ли прибавлять количество часов в программе или же сократить их вовсе?
Во втором случае все очевидно: раз уберут, то ребята просто не познакомятся с книгой, не узнают о трагических событиях нашей истории. Если только не захотят самостоятельно прочесть “Архипелаг ГУЛАГ”. Но даже тогда это вряд ли повлияет на их личность, воспитание.