Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Письма о войне и победе
Кем быть
Журнал старшекласcников
|

ДевятиклассникамСПбГУканикулыинтервьюсоветыпабликаторАкадемическая гимназия 56рейтинг вузовОГЭНовыеисследованиеКаталог профессийстудия журналистики Калининского р-нафестивальпутешествияэкзаменРособрнадзорподготовка к ЕГЭразвлечениякинолицензияработачто посмотретьКем бытьВПРвузыКуда сходитьувлеченияЕГЭ 2018подготовка к ОГЭОльга ВасильеваисторияНовый годитоговое сочинениесоветы психологавыставкалитературажурналистикауниверситетжурфакшколаЛучшее на СтенеРостов-на-ДонуНа практику — в ПУ!отношенияВУЗличный опыткарантинпсихологияШкола 151Для гуманитариеврусский языкМГУобразованиеволонтерствоИТМОопросВШЭвсё о поступлении 2019Школа 2 БерезовкаИгра престоловВсероссийские открытые урокикнигиВыходныеЛето в городах РоссииЕГЭ-2022На дистанцииаккредитацияВаши историипрофориентацияКаталог вузовЧто почитатьКонцерт75 лет ПобедыМинистерство образованияМного платятМинистр образованияэкзаменыУчительрецензиякаталог сочинениймузыкалайфхакегэ 2017куда поступатькак прошли ЕГЭ-2018Востребованныегимназия 19 ОрелолимпиадыТворческиеСочинениеолимпиадаИван Трояноввыпускнойприемная кампанияматематикапоступлениеКак сдать ЕГЭрейтинг
Пять углов
«Архипелаг» - в ГУЛАГ

«Архипелаг» - в ГУЛАГ

Разбираемся, почему произведение Солженицына хотели убрать из программы, и нужно ли нам его читать?

Просмотры
455

Совсем недавно вокруг школьного “Архипелага ГУЛАГА” А.И.Солженицына разгорелись совсем не детские споры. Вначале один из депутатов предложил убрать произведение из школьной программы, потому что оно “не прошло испытание временем”, да и вообще в нем куча исторических ошибок. Потом выяснилось, что от предложения отказались. История, в общем, как и всегда, запутанная. Но все-таки, какое значение имеет “Архипелаг ГУЛАГ” для школы, и чем Солжениценовское эссе так не угодило?  


Что не так с “Архипелагом”?


Первое обвинение, которое выдвинули с политической трибуны заключалось в том, что в книге очень много искажений фактов. Да, может быть это и правда так, но только произведение это на то и литературное, чтобы передавать взгляд автора, пускай и с историческими погрешностями.

Но нельзя сказать, что всё в этой книге - ложь: идея произведения появилась у Солженицына, когда он начал получать ни одно и не два письма от заключенных и их близких. И хотя у писателя, как рассказывает нам Голубков Михаил Михайлович (доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) доступа к реальным архивным документам не было, дороже оказались личные истории и свидетельства тех 227 человек, которые прошли через лагеря. Да и свой опыт тоже. Как раз на этих рассказах «воссоздается одна из трагических страниц советской истории ХХ века. И забывать ее тоже не следует». 

Другой упрек касался уже самого автора, который, по словам депутата, “пытался получить Нобелевскую премию по литературе за то, что “вымарал в грязи собственную родину””. Да, Нобелевскую премию писатель получил - но вот правда ли, что он не любил свою страну? 

Александр Исаевич Солженицын был подлинным патриотом свое страны и понимал патриотизм "как цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкою несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них".
Михаил Михайлович Голубков, доктор филологических наук
1675264706.jpg

Ну и, наконец, последнее - “Архипелаг ГУЛАГ” не прошел испытание временем. Правда, о каком времени говорится - школьном или общем - автор цитаты не уточнил, но мы решили разобраться, как обстоят дела с этим в программах по литературе. 


А в них что? 


Книгу ввели в школы еще в 2009 году, а чуть позже поняли, что дети это “не потянут”, и сократили текст до 500 страниц, оставили самое важное. И с тех пор ничего не менялось. Как говорит ПУ Лариса Арачашвили (учитель русского языка и литературы, Учитель Года-2019) “сейчас «Архипелаг ГУЛАГ» лишь номинально представлен в школьной программе, в кодификаторе ЕГЭ его нет, а времени на изучение отводится всего пара часов”. Так что вряд ли удастся найти хоть одного школьника, кто знает эту историю точно, в деталях. Потому что пройти  даже сокращенный вариант в 500 страниц за два урока - просто нереально.  


1675264707.jpg

Так что здесь уже вопрос стоит по-другому - нужно ли прибавлять количество часов в программе или же сократить их вовсе? 


Во втором случае все очевидно: раз уберут, то ребята просто не познакомятся с книгой, не узнают о трагических событиях нашей истории. Если только не захотят самостоятельно  прочесть “Архипелаг ГУЛАГ”.  Но даже тогда это вряд ли повлияет на их личность, воспитание. 


Прививать в себе качества нельзя. Литература – это не спасительная пилюля нравственности и человечности, да, кто-то эмпатичен и, прочитав художественную книгу, заметит изменения в себе, а кто-то просто сложит буковки в слова, но чуда не произойдет. «Ревизора» Гоголя в школе изучают десятилетиями, стало ли это прививкой от взяточничества?”
Лариса Арачашвили, Учитель года-2019
Разбираемся, почему произведение Солженицына хотели убрать из программы, и нужно ли нам его читать?
Пройдите опрос
Как вы относитесь к новым урокам «разговоры о важном»?
1/6



Назад
Далее
На какие темы чаще всего проводятся разговоры о важном в вашем классе?
2/6




Назад
Далее
Хотели бы вы, чтобы «разговоры о важном» проводились и в следующем году?
3/6


Назад
Далее
Как бы вы хотели изменить классные часы «разговоры о важном»?
4/6





Назад
Далее
Как классные часы проходят у вас сейчас?
5/6





Назад
Далее
В каком вы классе?
6/6




Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru