Cодержание
Совсем недавно вокруг школьного “Архипелага ГУЛАГА” А.И.Солженицына разгорелись совсем не детские споры. Вначале один из депутатов предложил убрать произведение из школьной программы, потому что оно “не прошло испытание временем”, да и вообще в нем куча исторических ошибок. Потом выяснилось, что от предложения отказались. История, в общем, как и всегда, запутанная. Но все-таки, какое значение имеет “Архипелаг ГУЛАГ” для школы, и чем Солжениценовское эссе так не угодило?
Что не так с “Архипелагом”?
Первое обвинение, которое выдвинули с политической трибуны заключалось в том, что в книге очень много искажений фактов. Да, может быть это и правда так, но только произведение это на то и литературное, чтобы передавать взгляд автора, пускай и с историческими погрешностями.
Но нельзя сказать, что всё в этой книге - ложь: идея произведения появилась у Солженицына, когда он начал получать ни одно и не два письма от заключенных и их близких. И хотя у писателя, как рассказывает нам Голубков Михаил Михайлович (доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) доступа к реальным архивным документам не было, дороже оказались личные истории и свидетельства тех 227 человек, которые прошли через лагеря. Да и свой опыт тоже. Как раз на этих рассказах «воссоздается одна из трагических страниц советской истории ХХ века. И забывать ее тоже не следует».
Другой упрек касался уже самого автора, который, по словам депутата, “пытался получить Нобелевскую премию по литературе за то, что “вымарал в грязи собственную родину””. Да, Нобелевскую премию писатель получил - но вот правда ли, что он не любил свою страну?
Ну и, наконец, последнее - “Архипелаг ГУЛАГ” не прошел испытание временем. Правда, о каком времени говорится - школьном или общем - автор цитаты не уточнил, но мы решили разобраться, как обстоят дела с этим в программах по литературе.
А в них что?
Книгу ввели в школы еще в 2009 году, а чуть позже поняли, что дети это “не потянут”, и сократили текст до 500 страниц, оставили самое важное. И с тех пор ничего не менялось. Как говорит ПУ Лариса Арачашвили (учитель русского языка и литературы, Учитель Года-2019) “сейчас «Архипелаг ГУЛАГ» лишь номинально представлен в школьной программе, в кодификаторе ЕГЭ его нет, а времени на изучение отводится всего пара часов”. Так что вряд ли удастся найти хоть одного школьника, кто знает эту историю точно, в деталях. Потому что пройти даже сокращенный вариант в 500 страниц за два урока - просто нереально.
Так что здесь уже вопрос стоит по-другому - нужно ли прибавлять количество часов в программе или же сократить их вовсе?
Во втором случае все очевидно: раз уберут, то ребята просто не познакомятся с книгой, не узнают о трагических событиях нашей истории. Если только не захотят самостоятельно прочесть “Архипелаг ГУЛАГ”. Но даже тогда это вряд ли повлияет на их личность, воспитание.