Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Письма о войне и победе
Кем быть
Журнал старшекласcников
|

75 лет ПобедыОльга ВасильеваДевятиклассникамкиноличный опытуниверситетинтервьюВУЗИван ТрояновпоступлениерейтингматематикаИТМОРособрнадзорВсероссийские открытые урокиШкола 2 БерезовкаВШЭНовый годТворческиеолимпиадыобразованиекарантинВПРНовыевсё о поступлении 2019развлечениявыставкапрофориентацияСочинениеДля гуманитариеволимпиадаегэ 2017ОГЭшколаисториярецензияУчительМинистерство образованияэкзаменРостов-на-ДонуЕГЭ 2018Много платятстудия журналистики Калининского р-налицензиякаталог сочиненийжурналистикаМинистр образованияжурфакКаталог профессийрейтинг вузовопросподготовка к ОГЭКонцертсоветылитератураКаталог вузовИгра престоловчто посмотретьитоговое сочинениеМГУлайфхакКем бытьработаэкзаменыприемная кампаниякнигивыпускнойкуда поступатьЛето в городах РоссииЛучшее на Стенеканикулыкак прошли ЕГЭ-2018Как сдать ЕГЭЕГЭ-2022психологияШкола 151подготовка к ЕГЭпутешествияволонтерствомузыкаВаши историиисследованиевузыЧто почитатьСПбГУаккредитациясоветы психологаАкадемическая гимназия 56ВыходныеКуда сходитьотношенияНа практику — в ПУ!ВостребованныеувлеченияНа дистанциипабликаторрусский языкгимназия 19 Орелфестиваль
Пять углов
Изнутри #16: экологи

Изнутри #16: экологи

Задали одни и те же вопросы студентке и специалисту

Просмотры
415
Как пишет РБК, в прошлом году появилось на 41% больше вакансий по эко-профессиям, чем годом ранее. Похоже экология становится не просто новомодным увлечением, но и востребованной профессией: сегодня они нужны в строительстве, металлургии, энергетике и других важных для рынка отраслях. 

Именно поэтому мы решили познакомиться с этой профессией поближе. А помогли нам в этом Анастасия Шамрина (студентка 3-го курса МГУ им. М.В. Ломоносова, учится на программе "Экология и природоиспользование) и Анастасия Фатерина (руководитель Отдела экологических инициатив, председатель регионального отделения «Зелёный патруль» по Республике Крым и городу Севастополю).
1675773432.jpg
1675773433.jpg

Почему вы решили стать экологом?


Анастасия Шамрина: «Мне с давних пор нравилась биология и особенно хорошо давались дисциплины о системах. К тому же, в средней школе, когда складывалось основное представление о будущей профессии, было неплохо и с математикой, а она могла бы пригодиться в будущем. В девятом классе я стала призером всероссийского этапа ВсОШ по экологии, что дало возможность поступить без вступительных испытаний на соответствующее направление. Тогда уже было ощущение того, что выбор стоит между биологией и экологией. Окончательно он был сделан после того, как я лучше познакомилась с программой вуза, в который собиралась поступать: экологическое направление давало куда больше возможностей, да и предметы были привлекательнее»

Анастасия Фатерина: «С детства моё хобби – это прогулки по природным местам, созерцание и помощь природе. Уже со школы я знала, что буду заниматься защитой прав граждан. Мне нравилось изучать экологическое право, помогать людям и окружающей среде. Поэтому решение стать экологом было осознанным»

С какими трудностями чаще всего сталкиваются специалисты, в том числе выпускники?


Анастасия Шамрина: «Многое зависит от того, какое направление выбирает специалист (больше уходит в науку или в промышленность), и в какой области преимущественно работает. Положим, есть экологи-гидробиологи. Одни проводят экспертизу водоёмов по населяющим их беспозвоночным, причем отдельно по макро- и микроскопическим, а другие — по микроскопическим водорослям. Обучение этим и другим видам экспертиз проходит обычно параллельно обучению в вузе под руководством практикующего специалиста (хотя в вузе со многими методами как минимум знакомят). Это обычно очень долго и трудозатратно — фауна и флора каждого региона своеобразна, есть очень похожие виды, есть неточности стандартных методов, которые надо учитывать. Молодому специалисту нужно будет самостоятельно искать клиентов, либо устраиваться на предприятие в качестве частного сотрудника.

Если специалист больше уходит в науку, то сталкивается с неточностью существующих способов описания экологических систем и даже со спорами о значении и границах основополагающих понятий»

Анастасия Фатерина: «Основной вопрос у выпускников – куда идти работать. Некоторые экологи вынуждены положить свой диплом и сменить сферу деятельности, потому что им тяжело найти работу. Однако в последнее время наша профессия набирает оборот и становится ценной на рынке труда»

Какие ложные стереотипы сложились об экологах?


Анастасия Шамрина: «Главный стереотип звучит так: эколог — это про промышленность и природоохранные мероприятия. Такое тоже есть, но как часть куда большей системы. Многие экологи, отдающие предпочтение науке, занимаются, например, динамикой популяций отдельных видов в конкретных регионах (это многолетние и довольно трудоемкие исследования) или изучением влияния внешних условий на развитие тех или иных приспособлений.
Ну и да, можно быть экологом и не быть экоактивистом или зоозащитником (последних за некоторые качества у нас и вовсе недолюбливают)»

Анастасия Фатерина: «Основной стереотип заключается в том, что быть экологом очень скучно: они берут пробы, носят какие-то скляночки, переливают растворы в баночку и скудны в общении.

Наша специальность очень многообразна, поэтому нам нужно много знать и разбираться в области законодательства, естественных наук, математике, а также иметь крепкое здоровье. Я знаю многих экологов, которые также как я, постоянно находятся в движении, ездят в экспедиции, занимаются наукой и развитием экологической политике в нашей стране.

Считаю, что всё зависит от самого человека, а не от конкретной специальности.

Многие также считают, что экологи – это какие-то несговорчивые, эмоциональные и сумасшедшие люди, склонные к протестным настроениям. Это миф. Настоящий эколог имеет устойчивые знания, сдержанность и профессионализм. Да, профессионалы тоже могут высказывать негативное мнение, но оно будет обоснованным и объективным. Хороший эколог – это сбалансированный человек»

Как выглядит обычный рабочий день?


Анастасия Шамрина: «Я планирую изучать динамику и состав активных на снегу членистоногих, будучи штатным сотрудником МГУ или ИПЭЭ РАН. Это значит, что в снежный и бесснежный периоды расписание будет отличаться. Зимой будет период постановки экспериментов. Если исследование проходит в Москве или не далее, чем в паре часов пути, то можно оставшееся время уделить обработке данных или преподавательской работе. Если исследование проходит где-то далеко, а то и вовсе в горах, то расписание будет ближе к походному. Об этом тоже можно рассказать, но, пожалуй, не здесь.

Вообще, график у научных сотрудников часто довольно свободный. Если нет преподавательской работы или её мало, то, в сущности, человек сам определяет, когда приходить и уходить. Это также значит, что если внезапно горят сроки, то работать можно и с утра до ночи (или ночью дома). 

Большинство моих знакомых учёных приходят на рабочее место (если приходят — тот же отчет можно печатать и дома или у специалиста может быть работа в смежной организации) в районе обеда и могут оставаться почти до самого закрытия. Другие, наоборот, придерживаются классического расписания и большую часть запланированной работы делают утром. В основном кабинетная часть работы состоит в разборе полученных образцов и математической обработки данных.
Летом (хотя иногда и в другое время) многие выезжают "в поле" — на сбор образцов и разнообразные учёты либо со студентами на практики. Я, видимо, буду в числе последних. По крайней мере, в первое время»

Анастасия Фатерина: «Всё зависит от конкретного места работы. Например, если эколог работает на предприятии, где необходимо осуществлять ежедневный мониторинг водного объекта, то такая работа будет заключаться в том, чтобы собирать, систематизировать и хранить информацию, полученную с водоемов и очистных сооружений в границах предприятия. 

Инженер-эколог собирает необходимые исходные данные для разработки проекта "Оценка воздействия на окружающую среду". А потом проводит расчеты в специальной программе, например, АТП-Эколог, Эколог-Шум и другие. Конечно же, это еще и выступления на общественных слушаниях, согласование раздела проекта с экспертами. 

Эколог, который занимается общественно-политической деятельностью, ежедневно анализирует доклады об окружающей среде, читает научные статьи, отвечает на запросы граждан, участвует в эколого-просветительской деятельности и прочее.

В любом случае, экологи всегда найдут, чем заняться»

Сколько зарабатывает эколог? 


Анастасия Шамрина: «Фиксированной ставки, пожалуй, нет. Всё зависит от того, чем именно занимается специалист. Частный гидробиолог за одну экспертизу с отчётом может получить около 100 000 рублей. Штатный учёный в то же время формально может иметь и 30 000 в месяц базово, но тогда реальный доход будет очень сильно зависеть от грантов, в которые специалист вписывается»

Анастасия Фатерина: «Ставка зависит от опыта, навыков и компетенций эколога. Безусловно, от места работы и региона можно говорить о среднем заработке эколога, думаю, что средняя заработная плата эколога в России составляет около 50 тысяч рублей. В регионах нашей страны средняя заработная плата эколога отличается от всероссийской и является ниже»
1675773434.jpg

Чего в профессии вы боитесь больше всего?


Анастасия Шамрина: «Пожалуй, разочароваться в науке. Это маловероятно, но вообще бывает. Очень многие вещи чем дальше, тем более сомнительными кажутся. Порой сложно уместить в голове всё, что нужно для нормальной работы — от постановки эксперимента до качественной обработки результатов»

Анастасия Фатерина: «Лично у меня профессиональных страхов нет. Знаю некоторых знакомых с экотревожностью, которые боятся экологической катастрофы. Иногда страх появляется от отсутствия знаний, но я не считаю, что это серьезной проблемой»

И напоследок: от чего зависит успех в вашей профессии?


Анастасия Шамрина: «От личной увлеченности и предрасположенности. Судя по всему, надо иметь особый склад ума и качественную подготовку. Ну и опять же, стремление. Можно просто жить в удовольствие, занимаясь наукой как хобби (или почти) — всё ещё отдавая ей немало времени, но не стремясь получить какие-либо особые заслуги и признание, можно каждым движением стремиться раздвинуть границы существующего понимания мира, быть уважаемым коллегами специалистом, и, наконец, можно стремиться к формальному или административному признанию, к степеням или должности — тут, конечно, важны не только качества ученого, но и качества руководителя, например»

Анастасия Фатерина: «Любовь к своему делу – вот главный успех профессии. Если человек любит свою специальность, то он всегда будет улучшать свои знания в конкретной области, получать новый опыт и созидать на благо предприятия, страны и мира в целом»
Источник фото на обложке: https://goo.su/mwE0
Задали одни и те же вопросы студентке и специалисту
Пройдите опрос
Как вы относитесь к новым урокам «разговоры о важном»?
1/6



Назад
Далее
На какие темы чаще всего проводятся разговоры о важном в вашем классе?
2/6




Назад
Далее
Хотели бы вы, чтобы «разговоры о важном» проводились и в следующем году?
3/6


Назад
Далее
Как бы вы хотели изменить классные часы «разговоры о важном»?
4/6





Назад
Далее
Как классные часы проходят у вас сейчас?
5/6





Назад
Далее
В каком вы классе?
6/6




Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru