После того, как студент из РГГУ написал диплом с помощью ChatGPT, нейросети стали появляться практически везде: компьютеры стали писать коды, рисовать картины, отвечать на вопросы пользователей. И все это начинает даже пугать: будет ли твоя профессия востребована в будущем, или с ней тоже ловко начнет справляться искусственный интеллект. И чтобы точно не оказаться безработным, рассказываем, к каким профессиям стоит присмотреться в ближайшие 10 лет. И какие навыки в них будут цениться.

Вспомните: даже когда мы звоним в службы поддержки какой-нибудь организации, мы всегда стараемся пропустить длинный монолог робота и ждем, пока с нами поговорит специалист вживую. Во-первых, это гораздо удобнее: можно будет сразу задавать все интересующие вопросы, а не перезванивать и в сотый раз слушать робота. А во-вторых, нам гораздо приятнее осознавать, что нас слушают, что нам уделили внимание. Поэтому и разговором с живым человеком, а не с автоматом мы, как правило, остаемся довольны.
К слову, профессия эта не только «человечная», но и востребованная в последнее время: после пандемии 30% людей обращались к психологам и психиатрам (а до 2020 года таких людей было только 10%)

Здесь история такая же, что и у психологов. Несмотря на то, что в интернете то и дело мелькают новости об искусственном интеллекте, который определил диагноз быстрее и точнее, чем это сделал врач. Но доверять свое здоровье и порой даже жизнь роботу согласятся немногие.
Да и подумайте сами: студенты медицинского учатся в вузе 10 лет для того, чтобы освоить достаточно узкую специальность. Тогда сколько времени потребуется роботу для того, чтобы все эти данные промониторить и выдать стопроцентно точный диагноз? А программистам, которые будут код для этого робота писать?

Попробовать внедрить искусственный интеллект в работу журналистов пробовали еще в 2019 году, когда сеть GPT-3 писала новостные тексты не хуже, чем человек, и времени на это уходило гораздо меньше. А недавно американское издание и вовсе заменило 180 журналистов нейросетью. Казалось бы, пора закрывать журфаки, а издания переводить на другой формат.
Но нейросеть хоть и может писать читаемые тексты (хотя, глядя на огромное количество речевых ошибок у ChatGPT, и к этому пункту возникают вопросы), но у нее вряд ли получится определять, какие материалы будут захватывать читателей, и они уж точно не смогут анализировать информацию и выдавать какие-то новые, отличные от других СМИ, позиции. Да и никакого «авторского стиля» у бота точно не будет.
Ну и, конечно, нужно учиться работать с авторами, разрабатывать концепции редакции и думать, как её эффективно можно продвинуть. Именно такие специалисты нужны будут на рынке. Те, что и роботов смогут организовать, и людей.

Конечно, глупо говорить, что нейросети не смогут освоить банальную программу и обучить ей школьников и студентов. Смогут. Даже более того – смогут сделать это через игры и забавные картинки. Такой опыт уже есть: в новосибирских школах старались принять в школу робота Николая в прошлом году. И то – не как основного учителя, а как помощника, который бы давал преподавателю нужный лекционный материал.
Поэтому и студентам вузов нужно не просто в идеале знать предмет, который они в будущем будут преподавать, но и быть немного психологами, немного, наставниками, немного родителями. Чтобы дети им доверяли, и самое главное – ценили их.

Управлять целой командой – задача не из простых. И если с некоторыми задачами, вроде распределения обязанностей и внесением правок искусственный интеллект еще кое-как справится, то работа с сотрудниками дастся ему с трудом.
Поэтому развить в себе качества лидера, научиться мотивировать свою команду на работу и разрешать конфликты, если они вдруг возникнут, будет явно полезно для будущей работы.
А еще хорошо бы потренироваться в том, чтобы прописывать стратегию своего проекта, строить связи с рекламодателями и партнерами и, как и в случае с редактором журнала, продвигать свою работу в обществе.
Но давайте будем честными: всю работу у людей роботы все равно не заберут. Если роботы сместят водителей, то все равно останется часть людей, которые не захотят доверять себя искусственному интеллекту. Если боты станут заниматься творчеством, их работы станут так друг на друга похож, что любой человек, который сделает что-то свое будет от этих массовых выставок отличаться и точно привлечет свою аудиторию. Да и вообще: роботы никогда не смогут работать сами по себе, управлять такими же роботами и создаваться тоже ими. Скорее всего, для людей будут просто появляться новые профессии, которые помогут управлять искусственным интеллектом. Вот только сил, чтобы им обучиться, понадобится побольше.