Недавний призыв Президента к формированию отечественной системы высшего образования повлек за собой множество обсуждений: ректоры, депутаты и преподаватели решают, переводить ли все программы на специалитет, кому оставить магистратуру. А не прошлой неделе вообще предложили возродить «неполное высшее». И нет, это не про бакалавриат, которому чаще всего такой статус присваивают.
Что такое «базовый специалитет»?
Ввести такой уровень образования предложил вице-спикер Борис Чернышов. Своего рода это возвращение к «неполному высшему образованию», которое существовало в советское время.
И если её введут, то для того, чтобы получить диплом можно будет не учиться все 5 лет, а закончить два года и успешно сдать текущие зачеты и экзамены. Но, конечно, с полноценным высшим это не сравнится: в дипломе будет прописано, что вы не доучились, но это все же лучше, чем остаться совсем без диплома. А таких ребят у нас сейчас много: кто-то поступает необдуманно и бросает учебу после пары лет, а у кого-то просто нет материальной возможности учиться. По мнению депутатов, такой уровень поможет ребятам, бросившим обучение посередине не уйти работать в совершенно другую сферу, а устроиться по специальности, пусть и на должность пониже. Правда, захотят ли они это делать, если еще на втором курсе поймут, что оказались не на своем месте – большой вопрос.
Да и просто так выбросить три самых важных года, в которые как-раз и начинают изучать профильные предметы, проходить практику, не получится: придется очень сильно перекраивать программы. Поэтому каким бы хорошим это предложение на первый раз не казалось, оно требует доработки, взгляда с другой стороны.
Кому подойдет такой диплом?
Как говорят эксперты, базовый специалитет – не универсальный уровень. Он хорошо подойдет для практических специальностей, в которых диплом не столько важен, чем навыки и наработанное портфолио. Например, это творческие специальности: дизайнеры, журналисты, рекламщики. Скорее всего, это хороший вариант для IT-специалистов, т.к. изменения в этой сфере порой происходят быстрее, чем студент успевает закончить вуз. Поэтому, что касается айтишников, это поможет не только самим ребятам, но и для рынка окажется очень кстати.
Но если говорить, например, об инженерах, врачах, учителях, ученых, да и, в целом, руководящих должностях, то здесь “базовый специалитет”, скорее всего, не будут рассматривать всерьез. Особенно, учитывая, что для карьерного роста в них порой даже бакалавриата и специалитета недостаточно.