337 тысяч – именно столько человек, по данным Рособрнадзора, сдавали ЕГЭ по базовой математике в этом году. И пожалуй, это единственный экзамен, за который никто не переживал. И логично: большинство заданий в нем может выполнить даже девятиклассник, а чтобы перейти порог, достаточно справиться с 7-ью заданиями из 21-го. Тем не менее, почти у каждого выпускника возникают сомнения в целесообразности экзамена. Почему?
Начнем хотя бы с того, что базовая математика - это единственный экзамен, результаты которого не могут быть использованы при поступлении в вуз. То есть, как бы хорошо одиннадцатиклассник ни сдал экзамен, он не будет получать ровно никакого преимущества перед другими. И очевидно, что у выпускников не будет никакой мотивации получить высший балл (в математике базового уровня это «5» – стобалльной системы оценивания нет). Как итог, сдать экзамен на «отлично» стремятся люди, которых можно разделить на две группы.С получением «пятерки» за «базу» всё понятно – это задача не для всех. А вот перейти порог экзамена обязательно нужно каждому. В противном же случае выпускник просто не получит аттестат.
Хотя, конечно, выполнить треть заданий и получить «удовлетворительно» совсем нетрудно, но находятся и те, кто не справляется даже с этим. Рособрнадзор не любит раскрывать данные о количестве выпускников, проваливших экзамен, но если покопаться в полуоткрытых статистике и отчетах, можно заметить, что не переходит порог примерно один ученик из ста. Эта цифра кажется мизерной, но если вспомнить, сколько всего человек сдает ЕГЭ, то общему числу «двоечников» можно ужаснуться.
Причем не все они глупые. Причин, по которым ученики не справляются с экзаменом, достаточно. От банального «перенервничал» – до настолько же тривиального «переоценил свои силы». Как бы то ни было, тяжело осознавать, что такой легкий экзамен может если не испортить, то как минимум осложнить жизнь некоторых выпускников.
И все бы хорошо, но у ЕГЭ по базовой математике есть и другой недостаток, который почти не отражается на учениках. Как известно, в России сильно подорожала бумага – а для проведения экзамена по всей стране этой самой бумаги нужно очень много. А ведь еще затраты на конверты для упаковки заданий и оплата труда наблюдателей и проверяющих. Несложно догадаться, что в итоге организация ЕГЭ обходится государству в приличную сумму. Так ли нужен практически ничего не решающий экзамен по базовой математике в подобных условиях – вопрос риторический.
Очевидно, средства, затрачиваемые на проведение этого предмета, можно было бы сохранить, но, судя по всему, у министерства образования своя точка зрения на этот счет. В 2020-ом и 2021-ом годах «базу» отменяли в связи с эпидемиологической обстановкой, а вот в последние два года экзамен проводился в привычном формате. Предпосылок, что его уберут вновь, не наблюдается. И выпускников это пока что только огорчает.