Когда я читаю статьи о том, что школьники сейчас становятся более осознанными, уже с восьмого класса знают, кем они хотят быть и стремятся к этому, мне становится даже смешно. Нет, конечно, где-то, наверняка такие уникумы ходят, но если вы зайдете в любую школу, особенно региональную, и спросите о том, куда этот ребенок хочет поступать, и кем вообще он станет в будущем, то первым делом он подумает о профессии, в которой платят хорошие деньги, а вторым - об университете с кругленьким числом бюджетных мест.
Так было и у меня, когда я только начинала задумываться о том, с чем бы связать свою будущую карьеру. Конечно, никаких уроков профориентации или классных часов на эту тему у нас не было, поэтому приходилось довольствоваться малым: сайтами с рассказами о разных работниках, подкастами и видео на ютубе. В общем-то, в одном из таких видео я и наткнулась на "работу моей мечты" - урбанист. А что? Там и платят хорошо, да и на технические специальности куда проще поступать.
С этого и началась история о том, как девочка, отучившаяся большую часть своей жизни в гуманитарной гимназии, собралась сдавать профильную математику и поступать в архитектурную академию. Так что помимо ЕГЭ, нужно было и к вступительным в вузе готовиться. А ведь до этого я даже не представляла, как строятся дома.
Ах да, еще одно уточнение: на все про все у меня был год. Так что в формате "нон-стоп" я начала погружаться в абсолютно неизвестную для меня сферу: ходила на курсы в академию, прогуливала уроки, пытаясь выполнить задания оттуда.
Серьезно: на одно задание у меня вполне могло уйти несколько дней безостановочных занятий, в то время как другие ребята из группы справлялись за какие-то несколько часов. А после того как я закрывала тетрадь с курсов, приходилось открывать новую тетрадь - с профильной математикой. Там дела были не лучше: я не могла запомнить формулы и понять схемы решения даже самых простых заданий.
Но ЕГЭ я хотя бы боялась не так сильно, как вступительных. Все же в 9 классе я уже сдавала экзамены - и там все было прекрасно даже с математикой. Так что надежда на то, что весной попадется хороший вариант или меня, наконец, осенит, была. Но, увы, чуда не произошло: за ЕГЭ по математике я получила 33 балла и, конечно, ни к каким вступительным экзаменам в вузе меня просто не допустили.
Проблема здесь была очевидна: я просто недооценила сложность профиля, слишком поверила в себя и явно недоработала.
А учитывая, что я человек, который не привык сдаваться, ЕГЭ я решила пересдавать. Только теперь к подготовке отнеслась, конечно, более ответственно: постоянно нарешивала тесты, занималась сама, в онлайн-школах, с репетиторами. И в этот раз мне казалось, что я точно справлюсь, но результат в марте оказался немногим лучше - 40 баллов.
И на этот раз, пытаясь проанализировать свои неудачи, я пришла, пожалуй, к самой верной мысли: архитектура мне "не дана". Да, вот так вот просто: я не могу стать урбанистом, но не потому, что я глупа и никчемна, а потому что это просто не для меня. И нет, я, конечно, могла бы впасть в отчаяние, еще раз себя поругать и пойти сдавать математику в третий, четвертый раз. Но я решила поступить по-другому: снова пойти на ЕГЭ, но только не на "профиль", а на литературу. В результате, почти не готовясь, я получила 96 баллов. С первого раза.
И сейчас я студент одного из лучших университетов страны, и я уверена, что успеха можно добиться и в моей сфере. Тут все зависит не от престижа и статусности профессии, а только от меня, моей целеустремленности и находчивости.
Если сейчас, спустя время, меня попросят дать совет нынешним старшеклассникам, то я даже сомневаться не буду и скажу: перед тем как стремительно кидаться что-либо учить, сдавать экзамены, выбирать направление, нужно подумать и ответить самому себе на вопросы: к чему у меня есть способности? Как я могу их использовать? Что для меня по-настоящему важно? Не стоит куда-либо поступать только потому, что обучение там престижно или бесплатно.
В первую очередь стоит понять, какой вы человек.