Редакция журнала или газеты есть во многих школах. Если в вашем заведении она уже существует, то советую присоединиться к работе, потому что это даёт:
1. Знакомства. В редакции вы сможете найти друзей со схожими интересами, которым также интересно, писать, снимать и развиваться в сфере медиа.
2. Портфолио. Если вы планируете поступать на факультет журналистики, то опыт работы в редакции школьного журнала точно не будет лишним.
3. Навыки. Умение работать с текстом необходимо каждому. Даже если вы не планируете становиться журналистом, эти навыки пригодятся в жизни: например, если понадобится составить рабочее письмо.
Но что делать, если в вашей школе ещё нет журнала? Тогда создайте его сами! Я расскажу, как это произошло у меня и надеюсь, эта история сможет вам помочь.
В журналистику со школы: создаем школьный медиацентр с нуля
Подробная инструкция от Алисы Ермаковой, медиацентр G9ATM, Березники
Читать далее
Шаг первый: идем с предложением к директору. Но сперва тщательно обдумываем решение
В 2022 году я переехала в другой город и поступила в школу, которая только открылась. Разумеется, в ней ещё не было редакции журнала, и я решила не ждать, пока этим займётся кто-то другой.
После принятия решения у меня появились сомнения. А вдруг я не справлюсь? Вдруг директор будет против? Вдруг я опозорюсь с этой идеей? Но я поговорила на этот счет с родителями, и они всецело поддержали мою задумку. Поэтому на следующий день я пошла в кабинет директора просить разрешения на создание школьного журнала.
Мне разрешили. Однако, получив добро, я осознала, что совершенно не знаю, с чего начать. О чём писать? Через какие программы работать? Что делать с версткой? Как печатать?
Первая обложка школьного журнала «Свет»
Шаг второй: составляем темы, думаем над оформлением и версткой, работаем над ошибками
Поэтому я обратилась к опыту единственного школьного журнала, о котором знала — журналу «Взгляд», который существовал в моей прошлой школе.
В свободном доступе в интернете был только выпуск за 2015-2016 год. Я прочитала его и сразу же решила, что хочу видеть в своём журнале, а что — нет. Например, анализируя оформление, я поняла, что фотографии на обложке смотрятся плохо, а мелкий шрифт тяжело читать. Изучение журнала шло мне на пользу, но не сильно приблизило к цели. Потому что я по-прежнему не знала, о чём писать.
И тогда на помощь пришла игра в журналиста. Я начала подходить к ученикам и учителям, задавать им вопросы и спрашивать впечатления от новой школы. Так был собран первый выпуск. Он состоял из отзывов учеников и учителей, нескольких полезных статей и списка мероприятий, проведенных в сентябре.
Над названием я думала недолго. Хотелось придумать что-то простое, что легко бы запомнилось читателям и при этом вызывало приятные ассоциации. В голову сразу пришла всем известная пословица «Ученье- свет, а неученье — тьма». И раз это школьный журнал, мне показалось неплохой идеей назвать его «Свет».
Первый выпуск был самым сложным, потому что я делала его одна. Собирать информацию было крайне утомительно. Приходилось общаться с незнакомыми людьми в новой школе, брать у них интервью и бороться с социофобией. Нередко меня называли странной и отказывались разговаривать, и я понимаю почему.
оформление обложек журнала «Свет»
Было ошибкой писать про школьные мероприятия и собирать отзывы. Было бы лучше написать все статьи для первого выпуска самостоятельно, но я считала, что каждая статья должна быть о школе и ее учениках.
Больше всего проблем возникло с версткой. Это был совершенно новый для меня опыт, ничего не получалось. Поэтому пришлось обратиться за помощью к другу семьи, который хорошо в этом разбирается.
Распечатав несколько копий первого выпуска, я пришла к директору, и только после этого мои намерения стали воспринимать всерьёз.
Шаг третий: формируем команду, распределяем обязанности и совершенствуем журнал
Так моими усилиями в школе появился медиацентр как внеурочная деятельность. Теперь я была не одна. Узнав про редакцию, другие школьники тоже захотели присоединиться к работе.
Вместе мы придумали рубрики, распределили обязанности и роли. У нас появился руководитель, более ответственный и взрослый человек, благодаря которому выпуски стали выходить вовремя.
Спустя время наш медиацентр начал работать не только с журналом, но и с видеоматериалом. Мы создали сообщество во ВКонтакте, стали ездить на разные конкурсы и занимать призовые места.
команда медиацентра «Луч» и журнала «Свет»
Советы тем, кто собирается создать школьный журнал
1. Не пытайтесь сделать все самостоятельно.
Попросите помощи у администрации. В школе обязательно найдутся желающие вам помочь. Распределите обязанности, так будет намного быстрее и проще.
2. Не цепляйтесь за слово «школьный».
Если вы редакция школьного журнала, это не значит, что писать необходимо только про школу. Придумайте постоянные рубрики, советуйте фильмы, книги, делитесь историями учеников. Будет здорово, если в вашем журнале школьники смогут прочитать что-то, чего они не знают. Нет смысла писать только про школьные мероприятия, если ваша целевая аудитория — это школьники и родители, которые, скорее всего, на этих мероприятиях присутствовали.
3. Пишите вовремя.
Статья не займёт много времени, если вы не отложите её в дальний ящик. Соблюдайте дедлайны, чтобы избежать проблем в коллективе. Никому не понравится, если из-за вас задержится выпуск.
Личным опытом делиться Ульяна Белова, бывший главный редактор журнала «Свет», а сейчас студентка ЧелГУ