Cодержание
Я же решил посмотреть на ситуацию глазами школьников средней и старшей школы (5-11 класс) и провел небольшой опрос, задав 64 ученикам один вопрос: "Что вам не нравится в качестве нашего образования?". Респондент мог назвать 1-3 проблемы. Получил 106 мнений о том, что ребят действительно волнует.
Как выглядит школа мечты? Рассказывают школьники
Мнения собирала Александра Касимова, г.Москва
Читать далее
Проблема 1: Чрезмерная нагрузка на учеников (28%)
Одна из самых главных проблем, по мнению школьников, - чрезмерная нагрузка. Если учесть, что в среднем в среднем школьник проводит за партой по 4-4,5 часа каждый день, то по меркам недели он проводит в классе от 24 до 27 часов. И это, если не упоминать о домашних заданиях, секциях, а также подготовке к экзаменам среди старшеклассников.
Несмотря на то, что по нормам СанПиНа ученики 6-8 классов должны тратить на домашнюю работу до 2,5 часов в день, а старшеклассники — до 3,5 часов, данные международных исследований показывали, что на самом деле школьники тратят на домашку в среднем по 4,5 часа каждый день - столько же времени они проводят в школе. Да и сами ребята признавались ПУ о том, сколько времени они проводят за учебой дома.
Каждый четвертый школьник тратит на домашнее задание всё свободное время
Но результата это, как правило, не приносит. Почему?
Читать далее
Проблема 2: Переполненные классы (26%)
Сначала я подумал, что эта проблема свойственна только моему району. Как бы не так: как пишет Абзац, по данным Роспотребнадзора, за 2021 год более 4,6 тысяч учреждений переполнены учениками.
Сейчас часто можно встретить классы, которые состоят из 30 человек. Бывают, конечно, и больше: 35 и даже под 40 человек. Согласитесь, что учителю трудно объяснить тему такому количеству учащихся за 45 минут так, чтобы каждый из них усвоил ее с первого раза. А контрольная работа становится адом не только для учеников, но и для учителей - не так уж и легко проверить тетради, скажем, 200 учеников (а это всего одна парралель).
Изображение: freepik.com
Проблема 3: Равнодушие педагогов к своим подопечным (17%)
Эта проблема напрямую связана с нехваткой опытных учителей, которые искренне любят свою работу и тех, кого они учат. По статистике, на 2023 год в России не хватает около 11 тысяч учителей. Причем, как выяснил Роструд, дефицит наблюдается среди математиков, физиков, учителей по иностранным языкам, а также русскому и литературе.
Но помимо учителей, среди администрации школы тоже нередко попадаются халатные и безответственные люди. А именно безответственная администрация школы влечёт за собой большую часть проблем, таких как буллинг и плохие условия труда для учителей.
Изображение: freepik.com
Проблема 4: Учителя плохо объясняют свой предмет (16%)
Сильных педагогов становится всё меньше, и на это есть несколько причин. Во-первых, это объясняется резкой возрастной градацией: люди более старшего возраста и, следовательно, другого поколения придерживаются классических форм подачи тем. Более молодые специалисты действуют иначе: объясняют с помощью интерактивных презентаций, работ в командах, викторин и игр и т.д.
Однако движение «Родная школа» проводило аудит по 36 регионам, в ходе которого выяснила: в то время как около 57% учителей являются людьми предпенсионного и пенсионного возраста, почти 15% - это молодые специалисты со стажем менее чем 5 лет. Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 году учителей до 30 лет, работающих в школах, будет не более 6%.
Во-вторых, низкая зарплата. В октябре 2023 года профсоюз «Учитель» провел мониторинг и пришел к выводу, что оклады учителей в 40% регионов РФ оказались вдвое меньше МРОТ (с 1 января 2023 года он составляет 16 242 рубля в месяц).
Хороших педагогов порой сменяют непрофессионалы: одним не нравится своя работа, другие не умеют объяснять, третьи - плохо знают свой предмет.
Проблема 5: Буллинг в школе (12%)
Школьная травля есть практически во всех школах, и не только в России. Вот только в нашей стране с буллингом борются не так эффективно, как, например, в школах Америки, где буллера могут отчислить из школы.
В России же всё основывается на принципе "Мы же терпели, вот и вы терпите". Хотя таких "терпил" с каждым годом становится больше: как показал опрос «Актиона Образование», в более 55% школах одноклассники сталкиваются с жестоким поведением своих сверстников.
Учителя тоже очень часто подливают масла в огонь, публично унижая ученика, провоцируя новые издёвки от одноклассников. И, к сожалению, я сам столкнулся с этим в жизни.
Буллинг - очень важная проблема для всех школ мира. И с ней надо бороться. Изображение: freepik.com
Да будет в школах мир? ... или перемирие?
О школьных службах примирения спросили у Натальи Путинцевой
Читать далее
Как же бороться с этими проблемами?
Бороться с этими проблемами можно. Правда, разрешать их должны на всех уровнях образовательной системы: начиная с класса и заканчивая министерствами. Но что остается делать школьнику, который испытывает те или иные проблемы на себе?
Самое эффективное - это сказать об этом кому либо. Родителям, которые могут обсудить вопросы об объеме домашней работы или о других насущных вещах на школьном собрании. Проблему буллинга лучше всего решать со школьными медиаторами или же психологами.
Главное - говорить. Говорить, чтобы искать выход вместе. Ведь если в разрешении проблемы заинтересованы все - родители, учителя, директоры, ученики - какое-либо решение обязательно найдется.
Изображение на обложке: freepik.com