Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
Письма о войне и победе
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

подготовка к ОГЭ75 лет ПобедысоветыискусствоНовыеДля гуманитариевВыходныепрофориентацияинтервьюразвлечениялайфхакНа практику — в ПУ!что посмотретьРособрнадзорКаталог профессийрейтинглицензияСПбГУлитератураКуда сходитьолимпиадаЕГЭ-2022На дистанцииисториякиноМного платяткак прошли ЕГЭ-2018подготовка к ЕГЭотношенияЕГЭ 2018Кем бытьолимпиадыЛучшее на СтенеВШЭВПРкарантинКонцертработапоступлениекнигиНовый годэкзаменувлеченияМГУитоговое сочинениеуниверситетопросвыставкапутешествияволонтерствоКаталог вузовспектакльрейтинг вузовэкзаменыкуда поступатьИТМОжурналистикаИгра престоловисследованиеЧто почитатьфестивальМинистерство образованияжурфакКак сдать ЕГЭшколаобразованиерусский языкДевятиклассникамрецензиясоветы психологавыпускнойВУЗУчительканикулыприемная кампанияВостребованныеаккредитацияОГЭСочинениематематикаличный опытвузыпсихологияВсероссийские открытые урокиВаши историимузыкакаталог сочинений
Пять углов
"У каждого свой путь знакомства с Достоевским"

"У каждого свой путь знакомства с Достоевским"

В День рождения писателя развеиваем миф, что "Достоевский - автор не для всех"

Просмотры
631

В отечественной литературной традиции уже давно сложились свои стереотипы: Пушкин – это стреляться на дуэлях, Толстой – это «вода», Есенин – это березы. А что же Достоевский? Это страдания – моральные и даже физические. Прочитаешь его и все – экзистенциальный кризис. Да, Достоевский считается одним из самых непростых авторов – но действительно ли его «невозможно читать»? Разбираемся вместе с сотрудницей Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Еленой Хохловой. 

Петербург Достоевского
Онлайн-экскурсия по памятным местам, связанных с писателем - гуляем с Викторей Харламовой
Читать далее

ЧЕЛОВЕК С НЕПРОСТОЙ СУДЬБОЙ


Произведения классиков нельзя читать и изучать с отрывом от эпохи и их биографии. В школах этот момент очень часто опускают – и после уже сложно понять: почему автор берет именно этих героев, почему делает акцент именно на этих проблемах? 

Для понимания Достоевского жизненно-необходимо узнать его судьбу: всю жизнь он страдал эпилепсией (как и князь Мышкин в «Идиоте»), был знаком с горем утраты (ранняя смерть матери и двух детей, неожиданная кончина брата), испытывал нужду (из-за пагубного пристрастия к азартным играм), прошел через каторгу и был буквально на пороге смерти (во время мнимой казни по делу «петрашевцев). 

на иллюстрации та самая "казнь петрашевцев": осужденных привязали к столбу, навели ружья, но в самый последний момент казнь отменили. Достоевский на всю жизнь запомнил этот момент
на иллюстрации та самая "казнь петрашевцев": осужденных привязали к столбу, навели ружья, но в самый последний момент казнь отменили. Достоевский на всю жизнь запомнил этот момент
Достоевский знал и понимал человека не через клишированные образы – он прожил все это сам, прожил и прочувствовал. Поэтому созданные им герои такие живые, такие близкие даже современному человеку. Вспомнить только Раскольникова, который лежит, отвернувшись к стене, и водит пальцем по обоям, считает лепестки нарисованного цветка – лишь бы не сойти с ума от мыслей о совершенном убийстве. 

НЕ САМЫЙ "ГЛАДКИЙ" СЛОГ


При этом несмотря на всю глубину тем, психологизм героев и живость образов, Достоевский не самый «правильный» автор: он срывал сроки – из-за этого едва ли не потерял права на все свои произведения во время работы над «Игроком». И отдельный момент — это, конечно, стиль, о котором можно сказать следующее: «Сначала осиль 100-200 страниц, а после все пойдет как по маслу»:
1699654288.png
Но разве это портит восприятие? Лишь наоборот – этот стиль вписывается в картину создаваемого им литературного мира: персонажей, которые не могут найти покой и постоянно мечутся в поисках ответов; грязных улиц, кишащих людьми, и городов, которые будто душат.

Достоевский создает свои образы без опоры на описание – это дело писатель совсем не любил (отсюда и "остановился неподвижно", "закрыл свои глаза руками", "он бросился на топор (это был топор)") – он показывает чувства, «нутро»: людей, улиц, городов. 
1699654641.png

Писатель нарисовал мир таким, какой он есть – сумбурным, немного сумасшедшим, сложным для понимания. Но это только подогревает интерес: прочитать и понять.

СЛОЖНЫЕ ГЕРОИ И ТЯЖЕЛЫЕ ТЕМЫ


Для многих знакомство с Достоевским завершается еще в школе «Преступлением и наказанием». И то ведутся споры: а нужно ли детям в 15-16 лет знакомиться с произведением, где главный герой, одержимый Идеей, убивает двух сестер; а другая героиня занимается проституцией (у Достоевского же она "святая блудница") . Но этот подход поверхностный: «Преступление и наказание» — это начало «великого пятикнижия» писателя. 
"Великое пятикнижие" - романы, которые создал Достоевский в период творческого расцвета. "Золотой фонд" писателя
"Пятикнижие" - это вершина мастерства Достоевского, хотя, конечно, ключевые идеи он заложил еще в начале творческого пути. Так, Раскольников вовсе не первый герой из разряда "Тварь ли я дрожащая или право имею?". Он вышел из Подпольного в "Записках из подполья" и даже чувствуется в Мечтателе из "Белых ночей".

А дальше архетип находит продолжение и в Князе Мышкине, и близок инженеру Кириллову в "Бесах". 

Персонажи Достоевского разные – здесь нет одинаковых образов, которые приелись своей клишированностью. Сонечка вызывает у нас сочувствие, Раскольникова мы жалеем: жалеем человека, "который убил самое себя". Князь Мышкин – это бессилие, от которого хочется плакать и кричать. Бессилие от мысли о гибели человека - светлого и доброго, "князя-Христа". А Верховенский - пожалуй, самый страшный герой отечественной классики - внушает чувство ужаса. 

иллюстрация к роману "Преступление и наказание": Раскольников и Сонечка Мармеладова
иллюстрация к роману "Преступление и наказание": Раскольников и Сонечка Мармеладова

При этом не пытайтесь угадать в каком-нибудь герое самого писателя – он не говорит через них, он позволяет говорить им через себя. Достоевский общается с читателем, оставляя ему место для размышлений.

Персонажей хочется понять: почему Князь Мышкин не потерял ту христианскую добродетель? почему Раскольников не мог раскаяться? как и почему появился Верховенский и подобные ему? 

Если вы думаете, что сейчас Достоевского сложно читать, представьте на минутку, как Достоевского читали его современники в XIX веке, привыкшие к изображению изящного высшего света, к эпическим картинам войны и мира, русского бунта
Елена Хохлова, сотрудница Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского

ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКОГО НУЖНО ЧИТАТЬ?


Достоевского стоит читать вовсе не по тому, что заставили в школе, или по тому, что он великий русский классик. Да, все это существенно, но содержание – вот что важно. 
Взаимодействие с великим искусством - само по себе есть великий труд
Елена Хохлова, сотрудница Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского

Достоевский – как старые раны – вскрывает те темы, о которых в повседневной жизни человек не задумывается. Можно сказать: он вырывает читателя из его уютного и теплого мирка и с головой погружает в боль, страдания, смерть, нищету. И что, что прошло почти 200 лет? Проблемы остались – изменились только декорации. 

1699657597.png

Да, с Достоевским действительно непросто – не каждый готов погрузиться в страдания другого. Это больно, сложно, тяжело, но писатель показывает, что именно способность к состраданию, к пониманию ближнего делает человека человеком. Делает его живым, «настоящим»: 

1699657598.png
В День рождения писателя развеиваем миф, что "Достоевский - автор не для всех"


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru