В отечественной
литературной традиции уже давно сложились свои стереотипы: Пушкин – это
стреляться на дуэлях, Толстой – это «вода», Есенин – это березы. А что же
Достоевский? Это страдания – моральные и даже физические. Прочитаешь его и все
– экзистенциальный кризис. Да, Достоевский считается одним из самых непростых
авторов – но действительно ли его «невозможно читать»? Разбираемся вместе с сотрудницей Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Еленой Хохловой.
Петербург Достоевского
Онлайн-экскурсия по памятным местам, связанных с писателем - гуляем с Викторей Харламовой
Произведения классиков нельзя
читать и изучать с отрывом от эпохи и их биографии. В школах этот момент очень
часто опускают – и после уже сложно понять: почему автор берет именно этих
героев, почему делает акцент именно на этих проблемах?
Для понимания Достоевского жизненно-необходимо узнать
его судьбу: всю жизнь он страдал эпилепсией (как и князь Мышкин в «Идиоте»), был
знаком с горем утраты (ранняя смерть матери и двух детей, неожиданная кончина брата), испытывал нужду (из-за пагубного
пристрастия к азартным играм), прошел через каторгу и был буквально на пороге
смерти (во время мнимой казни по делу «петрашевцев).
на иллюстрации та самая "казнь петрашевцев": осужденных привязали к столбу, навели ружья, но в самый последний момент казнь отменили. Достоевский на всю жизнь запомнил этот момент
Достоевский знал и понимал человека не через
клишированные образы – он прожил все это сам, прожил и прочувствовал. Поэтому
созданные им герои такие живые, такие близкие даже современному человеку.
Вспомнить только Раскольникова, который лежит, отвернувшись к стене, и водит
пальцем по обоям, считает лепестки нарисованного цветка – лишь бы не сойти с
ума от мыслей о совершенном убийстве.
НЕ САМЫЙ "ГЛАДКИЙ" СЛОГ
При этом несмотря на всю глубину тем,
психологизм героев и живость образов, Достоевский не самый «правильный» автор:
он срывал сроки – из-за этого едва ли не потерял права на все свои произведения
во время работы над «Игроком». И отдельный момент — это, конечно, стиль, о
котором можно сказать следующее: «Сначала осиль 100-200 страниц, а после все
пойдет как по маслу»:
Но разве это портит восприятие? Лишь наоборот – этот
стиль вписывается в картину создаваемого им литературного мира: персонажей,
которые не могут найти покой и постоянно мечутся в поисках ответов; грязных
улиц, кишащих людьми, и городов, которые будто душат.
Достоевский создает свои образы без опоры на описание – это дело писатель совсем не любил (отсюда и "остановился неподвижно", "закрыл свои глаза руками", "он бросился на топор (это был топор)") – он показывает чувства, «нутро»: людей, улиц, городов.
Писатель нарисовал мир
таким, какой он есть – сумбурным, немного сумасшедшим, сложным для понимания. Но
это только подогревает интерес: прочитать и понять.
СЛОЖНЫЕ ГЕРОИ И ТЯЖЕЛЫЕ ТЕМЫ
Для многих знакомство с Достоевским завершается еще
в школе «Преступлением и наказанием». И то ведутся споры: а нужно ли детям в
15-16 лет знакомиться с произведением, где главный герой, одержимый Идеей,
убивает двух сестер; а другая героиня занимается проституцией (у Достоевского же она "святая блудница") . Но этот подход
поверхностный: «Преступление и наказание» — это начало «великого пятикнижия»
писателя.
"Великое пятикнижие" - романы, которые создал Достоевский в период творческого расцвета. "Золотой фонд" писателя
"Пятикнижие" - это вершина мастерства Достоевского, хотя, конечно, ключевые идеи он заложил еще в начале творческого пути. Так, Раскольников вовсе не первый герой из разряда "Тварь ли я дрожащая или право имею?". Он вышел из Подпольного в "Записках из подполья" и даже чувствуется в Мечтателе из "Белых ночей".
А дальше архетип находит продолжение и в Князе Мышкине, и близок инженеру Кириллову в "Бесах".
Персонажи Достоевского
разные – здесь нет одинаковых образов, которые приелись своей клишированностью.
Сонечка вызывает у нас сочувствие, Раскольникова мы жалеем: жалеем человека, "который убил самое себя". Князь Мышкин – это бессилие, от которого хочется плакать и кричать. Бессилие от мысли о гибели человека - светлого и доброго, "князя-Христа". А Верховенский - пожалуй, самый страшный герой отечественной классики - внушает чувство ужаса.
иллюстрация к роману "Преступление и наказание": Раскольников и Сонечка Мармеладова
При этом не пытайтесь
угадать в каком-нибудь герое самого писателя – он не говорит через них, он
позволяет говорить им через себя. Достоевский общается с читателем, оставляя
ему место для размышлений.
Персонажей хочется
понять: почему Князь Мышкин не потерял ту христианскую добродетель? почему
Раскольников не мог раскаяться? как и почему появился Верховенский и подобные
ему?
Если вы думаете, что сейчас Достоевского сложно читать, представьте на минутку, как Достоевского читали его современники в XIX веке, привыкшие к изображению изящного высшего света, к эпическим картинам войны и мира, русского бунта
Елена Хохлова, сотрудница Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКОГО НУЖНО ЧИТАТЬ?
Достоевского стоит читать вовсе не по тому, что
заставили в школе, или по тому, что он великий русский классик. Да, все это
существенно, но содержание – вот что важно.
Взаимодействие с великим искусством - само по себе есть великий труд
Елена Хохлова, сотрудница Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
Достоевский – как старые
раны – вскрывает те темы, о которых в повседневной жизни человек не задумывается.
Можно сказать: он вырывает читателя из его уютного и теплого мирка и с головой
погружает в боль, страдания, смерть, нищету. И что, что прошло почти 200 лет?
Проблемы остались – изменились только декорации.
Да, с Достоевским
действительно непросто – не каждый готов погрузиться в страдания другого. Это
больно, сложно, тяжело, но писатель показывает, что именно способность к
состраданию, к пониманию ближнего делает человека человеком. Делает его живым,
«настоящим»:
В День рождения писателя развеиваем миф, что "Достоевский - автор не для всех"