Большинство родителей, учителей привыкло считать, что школьники если и подрабатывают, то исключительно летом, когда нет обязательств по школе, занятий с репетитором, подготовки к экзаменам.
Но как бы не так: современные тенденции о том, что профессию нужно выбирать со школьной скамьи, получать первый опыт и, разумеется, самостоятельно зарабатывать, чтобы не зависеть от мам и пап, сыграли свое “па” - и отразились на недавних результатах исследования образовательного центра MAXIMUM Education, проведенного среди учеников 7-11 классов из всех регионов страны.
Выяснилось, что 16% школьников работают в России, а 17% опрошенных планируют и дальше развиваться и работать в той сфере, которую выбрали.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Ориентиры школьников действительно сместились: вместо планов на будущее - реальные действия в настоящем. Вместо карьерных мечтаний - первая должность, заработок и опыт. Такой формат профориентации работает, судя по всему, гораздо эффективнее в глазах школьников, чем прохождение опросников и анкет. Ведь еще в 2022 году тот же MAXIMUM Education накануне сдачи ЕГЭ и начала приемной кампании в вузах и колледжах выяснил, что более 40% одиннадцатиклассников так и не определились с профессией.
И эффективность ее по-видимому уступает психологическим тестам, в которых школьник - и знак, и техника, и человек. Да, они полезны с точки зрения самопонимания, но уж точно не с точки зрения практики. А именно о последнем устали повторять эксперты по профориентации.
Правда, тот факт, что школьник проводит вторую половину дня на работе, может сказаться на его учебной успеваемости и даже на мотивации учиться. Ведь по ту сторону обязанностей есть также школа с ее домашними, самостоятельными и контрольными работами. А на плечи старшеклассников падает еще подготовка к экзаменам и поступлению в вуз. Именно поэтому, как отметила изданию Коммесантъ Татьяна Захарова, доцент базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» РЭУ им. Г. В. Плеханова, “нерационально тратить "золотые" образовательные годы на малооплачиваемую и низкоквалифицированную работу”.
Но тенденцию не изменишь: если школьники рвутся на работу, а родители хотят, чтобы их ребенок не переставал хорошо учиться. Выход один - правильно расставить приоритеты. Как это сделать, нам рассказали эксперты: руководитель отдела программ развития подростков MAXIMUM Education Наталья Евсеева и психолог-педагог Оксана Капурина.
УЧЕБА И ЗАРАБОТОК: КАК НАЙТИ БАЛАНС ШКОЛЬНИКУ?
Шаг №1: расставляем приоритеты и определяем цель подработки
С появлением подработки и первых заработков многие школьники задаются вопросом: а нужна ли мне тогда учеба? Ответ однозначен: конечно, нужна. Какими бы заманчивыми не были первые заработки, работа не поможет сдать экзамены и поступить в университет/колледж на бюджет. А диплом и полученные знания интересуют работодателей многих сфер до сих пор.
Точно также забывать о ней нельзя, даже если школьник решил, что после выпуска подаст документы не в приемную комиссию, а в отдел кадров. Почему? Потому что обычные школьные предметы тоже развивают практические навыки.
Определившись с отношением к учебе, нужно определиться с целями подработки. Проще говоря, ответить на вопрос: "Зачем вам нужна работа?" Ради карманных денег, общения или первого опыта в профессии? Ответив на этот вопрос, вы сможете понимать, сколько времени у вас должна отнимать работа, а сколько - учеба, чтобы в дальнейшем составить сбалансированное личное расписание.
Шаг №2: составляем собственное расписание
По словам Натальи Евсеевой, лучше всего помогут инструменты тайм-менеджмента. "Так, например, ученик может использовать любой планировщик, будь то календарь в телефоне или ежедневник в бумажном варианте. В планере стоит составить расписание дня, где занятия будут распределены по приоритету их выполнения: уроки в школе - домашнее задание - подработка. Если подработка проходит в четко фиксированное время, то стоит вписать ее, а потом добавить в расписание выполнение домашнего задания.
При этом лучше не смешивать одно занятие с другим, поскольку режим многозадачности еще никогда никому не помогал. Однако можно вставлять подработку в перерывы между учебой: например, во время большой перемены. Но в таком случае важно тренировать в себе возможность переключаться с одной задачи на другую", - заключает эксперт.
Цель вашего планирования - это грамотно распределить время и силы на учебу и подработку. Однако отличникам следует учитывать еще одну вещь - с появлением подработки оценки могут слегка ухудшиться. По словам эксперта, им возможно, придется пожертвовать пятерками.
Шаг №3: не забываем об отдыхе
И самое главное - не забывайте об отдыхе, оставьте для него время в расписании. “Причем отдых должен быть таким, чтобы он не подразумевал сильной умственной активности. Это могут быть занятия спортом, чтение любимых книг, просмотр сериала”, - отмечает эксперт.
В целом совмещение учебы и работы будет развивать в подростке способность планировать свою деятельность. Понимая, что в школе предстоит важная контрольная работа, ученик должен распределять нагрузку на работе так, чтобы она не мешала успешному написанию контрольной. Далее этот навык пригодится во взрослой жизни.
Наталья Евсеева, руководитель отдела программ развития подростков MAXIMUM Education
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ПОТЕРЯЛ МОТИВАЦИЮ УЧИТЬСЯ?
Большинство родителей беспокоит одно - как бы зарабатывание денег не сказалось как на успеваемости в школе, так и на личной мотивации ребенка учиться. Чтобы миновать этих последствий, а вслед за ними - домашних конфликтов, педагог-психолог Оксана Капурина отмечает: мамам и папам необходимо оказать поддержку своему ребенку. Именно она стимулирует мотивацию школьника продолжить хорошо учиться и при этом успевать зарабатывать. А для того чтобы обеспечить правильную поддержку, эксперт советует придерживаться следующих нескольких шагов.
Фото на обложке: freepik.com