Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
олимпиадывопрос-ответитоговое сочинениеСанкт-Петербургновостисаморазвитиекарьералайфхакирецензияподготовка к ЕГЭхоббиНа практику — в ПУ!Министерство образованияКаталог вузовстудентамисследованиевузыбуллингподготовка к ОГЭСочинениеувлеченияпрофориентациярусский языкшколаОГЭпрофессииличный опытПоступление 2024литератураспортжурналистикана практику — в ПУ!советыэкзаменыВУЗолимпиадаопрос75 лет ПобедыПсихологияКуда сходитьсоветы психологаобразованиекнигиКаталог профессийКак сдать ЕГЭинтервьюМГУЕГЭ 2024КолледжиискусствоКонцерткарантинкультураКем бытьрейтинглайфхакипоступление-2025приемная кампания 2024ДевятиклассникамЛучшее на СтенеЕГЭ-2025поступлениеУчебатрендыпутешествияродителиКорейская волнаЕГЭ 2018музыкаСПбГУКнижная полка ПУотношенияисторияновости кинонеделичто посмотретьЧто почитатьВаши историикинокуда поступатьфильмы и сериалыподготовка к экзаменамНовый годВостребованныеподросткиволонтерствоРособрнадзорТеатрработаЕГЭ-2024развлеченияКомпьютерные игрыинтересные фактыжурфаккаталог сочинениймода и стиль
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

«Опять двойка» — о чем на самом деле говорят оценки в аттестате?

8 минут

Почему система оценивания в школах не работает и есть ли у нее альтернативы — в проблеме разбирался Богдан Усманов

Богдан Усманов | 16.04.2024
Просмотры
1760
Я думаю, что каждому знакома картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка».  
Ф.П. Решетников «Опять двойка».
Ф.П. Решетников «Опять двойка».

Как мы видим, на первом плане изображен грустный ребенок. На втором – разочарованная мама, потому что сын принес домой ужасную отметку. На дальнем – сестра, которая укоризненно смотрит на незадачливого брата. Отличница воспринимает его двойку как семейную трагедию.  

Почему обыкновенная цифра вызывает такие противоречивые эмоции? Действительно ли школьные оценки - показатель знаний? А с какими проблемами и вызовами сталкиваются основные участники школьного образования? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно глубже рассмотреть нашу систему оценивания. 

ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА  


Когда ребенка критикуют, он так или иначе испытывает стресс. Особенно когда его сравнивают с другими, так еще и при всех. В младшей и средней школе в большинстве случаев происходит «гонка за успеваемостью». Но к старшим классам отношение к оценкам обычно меняется, и повзрослевшие школьники хуже следят за своей успеваемостью, сосредотачиваясь на экзаменах. 

Однако так происходит не со всеми. И не во всех семьях к двойкам и тройкам относятся с пониманием. В 2019 году аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провели исследование «Уверенность в процессе обучения», которое показало, что стресс из-за успеваемости испытывают 79% школьников.  

В чем же проблема? 

Ольга Николаевна Корнеева, учитель русского языка и литературы, победитель конкурса Учитель года 2013, считает, что главная проблема – это отрицательная мотивация. Она возникает в ребенке как реакция на давление и чрезмерный контроль.  

По мнению Ольги Николаевны, дело в неправильном подходе к отметке. Она должна восприниматься не как неудача, а как мотиватор к дальнейшему развитию способностей ученика. Сделать это можно, если у ребенка сохранится интерес к обучению, то есть никакого психологического давления, наказаний, тем более телесных, быть не должно.  
Когда я обучалась в школе, у меня мало что получалось по математике и физкультуре, во многом из-за того, что эти предметы вели очень строгие учителя. Настоящий профессионал должен не только влюбить школьника в свой предмет, но и в процесс обучения. По этим двум предметам я, естественно, получала двойки. Ну не понимала я, как решать квадратные уравнения или делать кувырок назад. Моя мама часто меня наказывала за неуспеваемость. Однако папа поступал иначе. Он «наказывал праздниками». Если он узнавал, что я получила двойку, то он отводил меня в парк или покупал мороженое. Тем самым я для самой себя поняла, что если что-то у меня не получилось, то смогу достичь успеха в другом. Я влюбилась в историю, литературу, искусство. Папа убрал во мне отрицательную мотивацию, и я сконцентрировалась не на своих неудачах, а на сильных сторонах.
Ольга Николаевна Корнеева, Учитель года-2013
«Лишь бы не двойка!», - страшная мысль, которой жили и живут практически все поколения российских школьников. А все ведь начинается с родителей, устраивающих ревизию по отметкам. Кстати, почему они так поступают? 

ПРОБЛЕМА РОДИТЕЛЯ


Отметка для родителя - это показатель того, что твой ребенок не хуже других или как все. «Ну не может мой ребенок быть самым неуспешным в классе!» - так думают взрослые.  

Многие родители нацелены воспитать идеального ребенка, которому любая задача будет по плечу. Как же это можно проверить? Только через оценки, так как, по мнению старшего поколения, они влияют на поступление, профессию и будущий размер заработной платы.  

Причины своих неудач такие родители видят именно в неуспешной учебе. Для них «5» - это высший балл, который якобы приведет к большому успеху в будущем. Однако у учителей сложился иной взгляд о том, насколько нынешняя система оценивания в школах отражает реальную глубину знаний ребенка.  

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЯ 


Из-за жесткой разбалловки страдают не только ученики, но и учителя. Ольга Николаевна считает, что, на самом деле, у нас трехбалльная, а не пятибалльная система.  

Двойки ставить не принято, а кол забыт, вычеркнут из нашей системы оценивания. Нигде в мире такого больше нет. 3, 4, 5 слишком субъективны и воспринимаются совсем по-разному.
Ольга Николаевна Корнеева, Учитель года-2013
Например, перевод из процентов в отметки по версии ресурса Якласс: от 2% до 41% выполненной работы – это оценка «2». Но согласитесь, что это совсем разные двойки, хотя в дневнике это никак не отражается. 
1713264937.jpg
Екатерина Иосифовна Горват, учитель химии и биологии, победитель конкурса Учитель Года-2011, также считает, что в России трехбалльная система. Также, по ее мнению, система несовершенна не только потому, что она дает малый «разбег» (то есть всего 3 возможных балла), но и совсем не учитывает профилизацию предмета: 
Я учитель химии в гуманитарной гимназии, где предусмотрен в старшей школе всего 1 час химии в неделю просто в рамках знакомства. А есть технические лицеи, в которых 10 часов химии. Понятно, что «5», полученная в гимназии, по уровню явно отличается от той же «5» в лицее. Отметка, которую перенесут в аттестат, не отражает реальный уровень знаний ученика.
Екатерина Иосифовна Горват, Учитель Года-2011
То есть система оценивания не учитывает ни особенности школы, ни профилизацию предмета. Екатерина Горват предлагает ввести специальный коэффициент, который будет учитывать деление на базовые и углубленные программы.  

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ


В итоге мы имеем, на самом деле, трехбалльную систему оценивания, которая ограничивает возможность учителям отобразить реальный уровень знания ребенка. Из-за этого «малого разбега» и получается, что у Васи – твердая «4», а у Пети – хлипкая «4», которые в аттестат пойдут обычными четверками. Также у нынешних отметок нет никакой привязки ни к уровню программы (базовый/углубленный), ни к особенностям школы (гимназия/лицей). Именно поэтому при поступлении в вуз самое последнее, что вас попросят предоставить – это аттестат. Все смотрится по баллам ЕГЭ и по индивидуальным достижениям (волонтерство, олимпиады и т.д.).  

Однако навязанные стереотипы заставляют родителей чрезмерно давить на ребенка, ведь «если будешь приносить двойки – станешь дворником». Страх за свое будущее и плохие оценки – вот, где кроется причина стресса многих школьников. И хотя ближе к выпуску больше стрессуют по поводу экзаменов и поступления, некоторые переживают, что либо красный аттестат не получат, либо школу окончат с оценками, которые родители совершенно не ждут.  

А ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВЫ?  


Сразу скажу, что альтернатив системе оценивания нет. Отметка – это способ коммуникации между учителем и учеником. Без такого регулятора у ребенка не получится проверить уровень знания, то есть без нее ничему нельзя научить.  

Такое возможно только в первых классах, когда ребенку порой трудно влиться в новый коллектив. Чтобы привить интерес к учебе, используют разные наклейки или стикеры. С их помощью ребенок понимает, хорошо или плохо получилось выполнить задание.   

Новый подход к образованию развивают в частных школах. Например, в центре развития ребенка «Reggio space» в Санкт-Петербурге используют одноименную методику преподавания. По ней съемка и запись образовательного процесса гораздо лучше отслеживает прогресс учеников, чем пятибалльно-трехбалльная система.  

Однако это явно не применимо к нашим основным школам. Большое количество человек, множество классов, обязательная аттестация и бюрократия явно не позволят это сделать. Перейдем к более реальным примерам.  

Например, 16ти-балльная система в Германии. Тот самый «разбег» тут явно больше, однако каждая оценка имеет свой определенный процент от выполненной работы. Но и эта система имеет ряд нюансов. Например, в нашей у учителя есть возможность поставить оценку «авансом», тут такой номер не пройдет – все четко регламентировано.  

Среди педагогов нет единого мнения: кто-то согласен с тем, что систему нужно изменить, но на что – четкого ответа нет. Посмотрим, что думают сами ученики о нашей системе оценивания.  

МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Анжелика Боровинских, ученица 11 класса, считает, что наша система оценивания превозносит отметки, а не реальные знания. Родители давят на детей, хотят, чтобы они получали только «5». Из-за отметок появляется конкуренция в классе, из-за чего может также появиться буллинг и травля.  

Было бы проще, если бы в школе нам говорили, что оценки – это не показатель ума, а показатель того, что ты имеешь право на ошибку, как и все нормальные люди. Не получается сейчас – получится потом, если захотеть и сделать определенные усилия над этим.
Анжелика Боровинских, ученица 11 класса
Арсений Ошанин, ученик 11 класса, считает, что оценки можно вообще отменить: 
Могут быть такие ситуации: ты видишь оценку, но не понимаешь, почему и откуда она. Лучше, конечно, чтобы учителя оставляли комментарий, оценивали не сухой и непонятной цифрой, а словами, однако в наших сегодняшних реалиях это невозможно.
Арсений Ошанин, ученик 11 класса
Действительно, ведь сейчас у учителя в среднем 30 учеников в классе. Нереально, для каждого оставлять свой комментарий, находить индивидуальный подход и т.д. Для этого в классе должно быть максимум 15 учеников, то есть больше учителей в школах, но это уже другая проблема, в которую мы погружаться не будем.  

ЧТО ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС? 


Система оценивания, да и в целом система образования, сейчас находятся в затруднительном положении. Дискуссия идет уже много лет, но достойных и реальных альтернатив так и не предложили. 

Отметки – это не цель обучения, а лишь один из многочисленных способов коммуникации между учителем и ребенком. Важно поменять вектор: настроиться не на получение отметок в аттестат, а на качественные знания и умение применять их в жизни.  

В конечном счете, все сведется к тому, что наиболее реальную оценку нашим знаниям и умениям даст сама жизнь, что гораздо объективнее, чем любая система школьного оценивания. Поэтому «двойка» с картины Решетникова – не приговор, а просто отметка, которая должна не приносить разочарование и грусть, а помочь ребенку определить свои слабые и сильные стороны, на которых в дальнейшем нужно сделать упор.   

Фото: Freepik.com

Почему система оценивания в школах не работает и есть ли у нее альтернативы — в проблеме разбирался Богдан Усманов


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru