Тот факт, что вузам необходимо развиваться, понятен всем: и абитуриентам, и родителям, и самим представителям университетов. И в вопросе о том, как это сделать, есть один из возможных ответов - устойчивое развитие. Наверняка этот термин мало кому знаком, но в зарубежном образовании он пользуется особенной популярностью.
Именно по этому поводу рейтинговое агентство RAEX, известное как лидер в продвижении ESG-повестки в России, провело сегодня конференцию «Университеты и устойчивое развитие: практика, перспективы, критерии эффективности», на которой собрались представители крупных российских вузов, как например, Высшая школа экономики, МГИМО МИД, РАНХиГС и другие.
На ней участники обсуждали насущные вопросы в сфере образования: про задачи, возможности и потребности университетов, практики и личный опыт вузов в сфере устойчивого развития. ПУ посетил пресс-конференцию и кратко пересказывает первую часть масштабной встречи.
Сегодня многие российские университеты декларируют свою приверженность принципам устойчивого развития. Однако на практике единого понимания роли и функционала вузов в этой сфере пока не сложилось.
Между тем именно высшей школе вполне по силам стать центром, формирующим долгосрочные тренды устойчивого развития страны. Ведь университет располагает уникальными инструментами влияния на общество: образовательными, воспитательными, социальными.
Анонс пресс-конференции
ОБ ESG В ОБРАЗОВАНИИ мало кто знает из студентов и преподавателей
«Я в первый раз провожу конференцию, к которой мы не подготовили ни одного рейтинга», - такими словами открыл встречу Дмитрий Эдуардович Гришанков, глава агентства. Действительно, сегодня предметные и какие-либо другие списки не обсуждались, потому что на повестке дня - создать новый рейтинг в области устойчивого развития университетов. Однако сформировать его не так-то просто по нескольким причинам.
Во-первых, сами университеты пока не определились, какую единую роль будут выполнять в этой сфере. Одни считают, что нужно готовить профильных специалистов, другие - внедрять ресурсосберегающие практики, третьи - соответствовать Целям, сформулированными ООН. А во-вторых, не все участники ESG - например, студенты и преподаватели - знают об этой концепции.
Так, в ноябре 2023 года рейтинговое агентство RAEX провело исследование среди более чем 3000 опрошенных из всех федеральных округов (из них 2 522 студентов и выпускников, 701 преподавателей и научных сотрудников) и выяснило, что о концепции ESG не знает почти 70% респондентов.
Это и другие вышеперечисленные поводы подтолкнули к тому, чтобы обсудить ряд вопросов: как должна выглядеть концепция ESG в российском образовании? Какие запросы имеются у работодателей? А какиме успехи уже есть у университетов?
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗОВ: каким оно должно быть?
На сегодняшний момент у ООН 17 целей устойчивого развития, которые касаются самых разных сфер жизни человека. Согласитесь, цифра достойная, но каким образом их можно объединить? Ответ нашелся у Андрея Марковича Марголина, проректора РАНХиГС, директора ИФУР: эти цели должна объединять логика ESG-трансформации систем управления.
Именно объединение все этих аспектов, а не четкое разделение по трем направлениям (Environmental, Social, Governance), по словам Андрея Марковича, позволят взращивать многопрофильных специалистов, которые смогут решать сложные экономические, экологические, социальные и задачи.
Да, такой подход кажется действительно правильным и необходимым. А особенно он важен для проблематичных на сегодняшний день сфер, например, сельского хозяйства. По словам Елены Александровны Певцовой, ректора университета Вернадского, “сегодня сельское хозяйство подвергается серьезной модернизации”: например, нужны новые кадры, умеющие работать с искусственным интеллектом и новыми технологиями. А таких специалистов немного, потому что популярность профессий аграрного сектора упала: только 4% выпускников школ, по словам ректора, готовы осваивать специальности данной отрасли.
И в этом плане принципы устойчивого развития тоже используются как никогда: студентам предлагают новые образовательные программы, благодаря которым они получают не только необходимые актуальные знания, компетенции, но и развивают свои таланты вместе с партнерами университета - представителями бизнеса, научных организаций, образовательных сообществ.
Источник фото: https://tinylinks.ru/e1d
КАК ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ВЫПУСКНИК в рамках устойчивого развития?
Принципы устойчивого развития необходимы не только вузам - их требуют и работодатели от выпускников университетов. Так, по словам Капитолины Евгеньевны Турбиной, научного руководителя программы магистерской подготовки “Менеджмент устойчивого развития” МГИМО МИД, в ходе проведенного ими исследования, выяснилось, что 65% компаний испытывают дефицит специалистов в сфере устойчивого развития, низкоуглеродной экономики и ESG-трансформации. Причем, больше всего нехватка наблюдается в навыках и знаниях, связанных с E-компонентой и G-компонентой - то есть пониманием, как защищать окружающую среду от того вреда, что наносит компания/бизнес. И, собственно, само управление.
Каких специалистов ищут нынешние работодатели? Они нуждаются в тех, кто знает законодательство РФ в сфере устойчивого развития (а также зарубежное законодательство, зарубежные требования в ESG-рейтингам) и кто умеет писать ESG-отчеты.
А вот если говорить о hard skills, то здесь одни из самых главных требований - это уметь анализировать ESG-данные, а также владеть иностранным языком.
Разумеется, все эти навыки нужно осваивать в вузах - в этом плане, по словам Капитолины Евгеньевны, количество программ магистратуры, в той или иной степени связанные с устойчивым развитием в области менеджмента, за 2022-2023 выросло вдвое. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в других регионах - например, это университеты Урала, Сибири, Южного Федерального округа. И на этом останавливаться не стоит: по словам научного руководителя, магистратуру проще модифицировать, дополняя ее компетенциями и программами обучения, которые будут, что называется, на злобу дня. Сложнее с бакалавриатом, поскольку эти программы рассчитаны на 4 года.
Слова о том, что необходимо развивать и создавать новые образовательные программы в области устойчивого развития, также поддержала Анна Сергеевна Веселова, директор центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр), НИУ ВШЭ. Причем, создавать их нужно как на уровне университетов, так и среди бизнес-школ, корпоративного сектора. И не просто готовить квалифицированных специалистов, а воспитывать ответственных лидеров, формировать таланты с правильным мировоззрением и установками в области устойчивого развития.
ТАК КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЙТИНГ?
Докладов, как и предложений, оценок и наблюдений, было много. Но все они были представлены за тем, чтобы ответить на главный вопрос: так какими же должны быть критерии для рейтинга вузов в области устойчивого развития? Спикеры высказывали разные точки зрения. Например, разбить рейтинг на два направления, где одно - для абитуриентов, а другое - для государства, или сфокусироваться на одном. Вводить рэнкинг сейчас или же еще подождать, пока другие университеты нагонят в рамках устойчивого развития. Ведь помимо университетов, сами студенты, абитуриенты, родители, опрошенные агентством, пока еще не знают, что такое, это устойчивое развитие.
Андрей Маркович Марголин заключил: будет создан рейтинг или нет, со стороны бизнеса запрос на специалистов и проекты формируется. В любом случае устойчивое развитие остается ключевым вопросом будущего и нынешнего дня, потому что в этом нуждается и государство, и бизнес, и гражданское общество.
Изображение на обложке: freepik.comАгентство RAEX провело конференцию с представителями университетов, посвященную созданию оценочного рейтинга