сферах деятельности мы то и дело можем встретить талантливых людей,
которые привносят в разные виды искусств свои идеи. Для некоторых
искусство – это хобби, для других – один из способов самовыражения, но
лишь для единиц искусство – это исповедь перед миром. Именно такое
отношение к своей режиссерской деятельности было у Андрея Тарковского, советского режиссёра театра и кино.
Фантастические миры Кристофера Нолана
Спецпроект «Киностиль» продолжает Руслан Самарцев, медиацентр “Три кита”, г. Сертолово
Читать далее
НА ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА ТАРКОВСКОГО ПОВЛИЯЛИ СЕМЬЯ И ДЕТСТВО
Во многом на мировоззрение и любовь к русской культуре, литературе и
искусству маленького Андрея повлиял отец. Арсений Александрович
Тарковский был поэтом и переводчиком. Вскоре после рождения дочери он оставил семью и редко навещал детей. В один из таких визитов онискусству маленького Андрея повлиял отец. Арсений Александрович
потребовал от матери Тарковского, чтобы Андрей жил с ним, но сам
режиссер признавался, что хоть и страдал от разлуки с отцом, жить с ним он бы не решился.
Мальчик хорошо учился в школе и был разносторонне развитым ребенком. Он прекрасно рисовал и играл на фортепиано. На его юные годы выпала Великая Отечественная война и Андрей всю жизнь помнил ужасы и лишения этих страшных лет. Когда началась война и невыносимо тяжелая жизнь, главную роль в жизни Андрея сыграла его мать. Она не только смогла сохранить своих детей, но и дала им образование, поддержала их в творческих начинаниях.
И это тоже наложило свой отпечаток на творчество режиссера. Он вспоминал, что в своих фильмах ему хотелось больше раскрыть роль детей и женщин. Дети, по его мнению, мудрее взрослых. Они еще не отделены страданиями и озлобленностью от любви к миру и чистой радости. Поэтому именно дети в картинах Тарсковского занимали особое место. Многие эпизоды из своего детства режиссер отобразил в своем фильме «Зеркало» - посвящение матери.
К ИСКУССТВУ СУДЬБА ДОЛГО НЕ ОТПУСКАЛА ТАРКОВСКОГО
Судьба как могла отводила режиссера от мира кино. Отец отговорил юного Андрея поступать в театральное училище, и юноша сделал выбор в пользу арабского отделения Московского института востоковедения. Но не проучившись там и года, Андрей был отчислен за неуспеваемость. Затем мать устроила Андрея в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов.
Лишь в 1954 году судьбоносная встреча с Дмитрем Родичевым - студентом мастерской Льва Кулешова во ВГИКе, привела будущего мэтра на режиссерский факультет ВГИКа. Вместе с Тарковским на курс был зачислен и Василий Шукшин. В студенческие и более зрелые годы Андрею Тарковскому посчастливилось поработать с другими не менее талантливыми режиссерами и актерами.
«АНДРЕЙ РУБЛЕВ», «ИВАНОВО ДЕТСТВО»: первые знаковые работы режиссера
После окончания ВГИКа Тарковского пригласили на «Мосфильм» и в 1961
году началась работа над фильмом «Страсти по Андрею». В основу картины легла история об иконописце Андрее Рублеве. По иронии судьбы это был соавторский проект двух Андреев - Тарковского и Кончаловского. Идея получила одобрение. Но работа над ней затянулась на долгих три года.
В это время Тарковский работал и над другими картинами. В 1962 году он
снял свой известный фильм «Иваново детство». История о военном времени и его влиянии на состояние молодого человека. Подрыв, сдвиг с оси нравственности с общепринятых мирных ориентиров. В этот же год фильм вышел на большие экраны и имел большой успех. За эту работу Тарковский получил «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции.
Тем временем продолжалась работа над картиной «Страсти по Андрею». Она состояла из восьми новелл. В своем дневнике 1 апреля 1966 года Тарковский отмечал:
В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно
восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется
выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю
их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем.
восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется
выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю
их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем.
Из дневника Андрея Тарковского
ряд критических замечаний и посоветовали сменить название картины на
«Андрей Рублев». Но здесь вмешался случай. В 1969 году фильм «Андрей Рублев» случайно оказался у французского кинопрокатчика Алекса Московича и он показал ленту на Каннском фестивале. Тогда «Андрей Рублев» получил награду ФИПРЕССИ. После оглушительного успеха картины за рубежом ее разрешили и в Советском Союзе. Правда вырезки из картины сократили ее на 30 минут. Авторскую версию фильма зритель увидит лишь 17 лет спустя.
«СТАЛКЕР»: одна из последних и непростых работ режиссера
Следующая работа Тарковского была необычной во всех смыслах. Фильм
«Сталкер» режиссер снимал по повести братьев Стругацких «Пикник на
обочине». Само произведение имеет фантастический сюжет и погружаетаудиторию в авторскую вселенную, где герои сталкиваются с философскими вопросами жизни и проходят испытания, показывающие всю их натуру. Взявшись за экранизацию повести, Тарковский писал в дневнике:
Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность.
Из дневника Андрея Тарковского
Весь съемочный процесс фильма режиссера и группу преследовала мистика. Фильм снимался трижды. Первые две пленки по разным причинам оказались бракованными. В результате всех работ над фильмом, финальная стоимость производства «Сталкера» составила более одного миллиона рублей. В наши дни эта сумма эквивалентна одному миллиарду.
На предполагаемом месте съемок фильма накануне случилось землетрясение и съемочной группе пришлось экстренно искать другую локацию. Подходящее место было найдено недалеко от Таллина (Эстония). Съемки проходили на берегу реки Ягала. Находящийся чуть выше по течению химический комбинат сбрасывал отходы в реку, убивая в ней всё живое. Отравленная вода, воздух и почва оказали пагубное влияние на здоровье всех участников экспедиции.
Специалисты утверждают, что именно это привело к страшной гибели
режиссера – 28 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался в Париже от рака легких. От этого же недуга ушли из жизни исполнитель одной из главных ролей в «Сталкере», актёр Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский, один из авторов сценария фильма Аркадий Стругацкий.