Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Корейская волна
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

ЕГЭ-2022Новый годолимпиадысоветы психологаУчительспортВсероссийские открытые урокишколаподготовка к ОГЭКонцерткуда поступатьработаСПбГУисследованиеискусствоКем бытьразвлечениячто посмотретьНа практику — в ПУ!как прошли ЕГЭ-2018книгиМинистерство образованияприемная кампанияличный опытЧто почитатьВаши историифестивальхоббиувлечениярейтингЕГЭ-2024олимпиадаподготовка к экзаменампрофориентацияКуда сходитьна практику — в ПУ!студентамопроссаморазвитиетвоя историяИТМОвузыкарантинподготовка к ЕГЭДевятиклассникампоступлениеобразованиеКак сдать ЕГЭвыпускнойэкзаменыкиноКаталог профессийродителивопрос-ответжурналистикаволонтерствоСочинениеОГЭотношениярецензияновости кинонеделилитератураисториякаталог сочиненийЕГЭ 2024МГУВостребованныепрофессиилайфхакианглийский языкЛучшее на Стенеподросткиитоговое сочинение75 лет ПобедылайфхакиКаталог вузовпутешествиярусский языкВУЗинтересные фактыТеатринтервьюуниверситетПсихологиясоветыПоступление 2024культураЕГЭ 2018рейтинг вузовмузыкаРособрнадзорлицензия
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 21

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 23

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Буллинг длиной в несколько лет: в редакцию ПУ родитель обратился с личной историей своего ребенка

Буллинг длиной в несколько лет: в редакцию ПУ родитель обратился с личной историей своего ребенка

Рассказываем, что произошло и разбираемся вместе с экспертом, как многолетняя травля влияет на детей и родителей

Просмотры
1037

О школьном буллинге мы чаще всего знаем благодаря цифрам: как показали данные исследования образовательного центра MAXIMUM Education за 2022 год, каждый второй ребенок в школе сталкивается с агрессией. 

Есть и другие исследования, статистика, опросы с не менее пугающими результатами. Однако самыми показательными являются, конечно, реальные истории. И с одной из таких в нашу редакцию обратилась мама ученика 5 класса петербургской школы. Пересказываем историю, которая случилась с ее ребенком.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ? 


Отношения с классным руководителем у семьи не задались сразу - причем, по словам мамы мальчика Натальи, сложности в общении были у учительницы не только с мальчиком, но и с его родителями. Причину начала такого конфликта женщина до сих пор не понимает: то ли во взглядах не сошлись, то ли в характерах. Однако недопонимания с учителем сказывались на мальчике – Мише Алексееве. 

Со слов Натальи, на протяжении всей начальной школы к ее ребенку относились иначе, чем к другим детям в классе: то выведут из класса, оставив на шее синяки (во что мама поначалу даже не верила - и без скандалов решила разобраться, узнав у одноклассников своих на тот момент мам-подруг). То не спросят подготовленный на урок доклад в то время, как все остальные ученики рассказывают свои темы. А однажды Мише даже поставили одиночную парту - в обмен на просьбу Натальи посадить ребенка ближе из-за плохого зрения. Позже это место даже прозвали “партой изгоя” - одноклассники то тыкали ручками в спину Миши, то бросали обидные шутки. 

Та самая парта, которую, со слов героини, прозвали “партой изгоя”. Фото передано родителем.

Сам же мальчик, по словам мамы, ничем не отличался от других: да, может быть, временами он баловался или ссорился с другими одноклассниками. Но для начальной школы - это дело обычное, а не из ряда вон выходящее: у всех так случалось хотя бы раз. Тем более, что и друзей, по словам Миши, у него было раньше полкласса. По успеваемости же мальчик - хорошист. Он всегда тянется к знаниям, и обычно не отказывается от внеурочной активности: участия в конкурсах, выставках, концертах.  

Когда родители Миши поняли, что в школе что-то не так, они пытались разобраться со всем самостоятельно - беседовали и учительницей, и с администрацией, и со школьным психологом. Однако вопреки стараниям ситуация, к сожалению, не менялась. А финальным аккордом стал инцидент, произошедший в феврале 2023 года, о которой также писала Фонтанка: во время репетиции концерта, посвященного Дню Победы, учительница схватила Мишу за руку, из-за чего у мальчика остались даже синяки и растяжение. После этого он сидел неделю дома, потому что не мог писать этой рукой. 

И тогда родители поняли: нужно предпринимать меры, чтобы защитить своего ребенка. Как впрочем, поступила бы каждая другая семья.

В результате Прокуратура и РАНО признали такие действия недопустимыми, а учительница уволилась по собственному желанию.

Казалось бы, на этой точке все должно было остановиться. Но, к сожалению, для семьи, ситуация стала только хуже - теперь в оппозицию встали и некоторые родители, которые, в отличие от мамы Миши, считали учительницу достойным педагогом. Так, в качестве “наказания” родителей мальчика удалили из родительского чата, из-за чего их ребенок даже не попал на выпускной в честь окончания 4 класса. В других чатах Миша и его семья периодически становились главными героями для обсуждений, иногда даже делались искусственные вбросы.


Допустим, учитель раздает учебники - пособия, и Мишке ошибочно выдал чужое. Мишка сначала не увидел, что это чужое, она (учитель - ПУ) говорит: “Ну, подпишите”. Он подписал, потом увидел, что чужое, вернул учителю. Так она (один из родителей - ПУ) из этого такое раздула: “Он по своей инициативе решил, что это его”. Да вы что, товарищи? Ну это же ребенок: ему выдали, он позанимался, увидел, что это чужое и отдал. Он что преступление совершил что ли какое?
Наталья, мама мальчика

Позже на мальчика стали писать докладные - и все, по словам мамы, под копирку. Его не единожды приглашали в различные чаты, в которых по-разному шутили: то мемы сделают обидные, то напишут неприятные слова. А однажды знакомые из параллельного класса вообще подошли и спросили: “А почему нам нельзя с тобой общаться? Что ты такого натворил?”


Вырезки из родительского чата, в котором так или иначе обсуждается семья Алексеева. Скриншоты были предоставлены родителем.

Наталья старалась выйти на контакт с этими родителями, но толку от попыток было мало. Родители даже раздумывали перевести ребенка в другую школу, но позже отказались от решения: сама школа (за исключением этой истории) их устраивает. В ней сильные и хорошие учителя, школа находится недалеко от дома, да и у мальчика все же были те, кто поддерживал его и не считал виноватым в том, что произошло. 

В то же время они видели, как это отношение в школе и за ее пределами сказывалась на их ребенке: он плакал, расстраивался, просил остаться дома. По его словам, каждый такой поход в школу - это словно «сделать себе харакири».

ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?


Сейчас мальчик учится в 5 классе той же школы. И, как положено, у детей сменился классный руководитель - по словам мамы, очень хороший, профессиональный педагог, увлеченный не только своей работой, но и жизнью класса. Ребята ходят в музеи, на экскурсии, для класса родители даже приобрели термобокс, чтобы дети устраивали чаепития, сплачивались и чувствовали себя одной командой.

Однако решению конфликта это никак не помогает: новый учитель уже больше двух месяцев старается примирить и родителей, и детей, но большинство одноклассников Миши все еще не общаются с мальчиком, а по словам героев, кто-то нарочно затевает ссору: например, начинает обзывать родителей мальчика нелестными словами. 

Когда он ездил отдыхать в лагерь "Карельская березка" с классом, некоторые дети из той группы родителей, говорили ему в лицо: "Умри! Повесься! Сдохни!". Понимаете, ребенку в лицо.
Наталья, мама мальчика

Несмотря на то, что подобных конфликтов не становится меньше, родители, по словам мамы, не выходят на контакт, чтобы разрешить ситуацию. Хотя семья никогда не отказывала в обсуждении и не раз была инициатором встречи. 

Мы обращались с запросом на беседу с нынешним классным руководителем мальчика, однако тот в последний момент все-таки отказался от комментариев. Но при отказе отметил: родители всего класса действительно не могут найти общий язык друг с другом.

Месяц назад завершилась первая четверть нового учебного года - Миша  окончил ее с пятерками и четверками. Чтобы отвлечь его от постоянного стресса в школе, родители записали мальчика в бассейн, на уроки гитары. И как бы Мише ни нравились эти увлечения, мысли о том, что из класса, в котором учатся более 30 человек, с ним общаются от силы пару детей, не дают мальчику покоя. Ему, как и всем детям, хочется одного - мира и дружбы. А не быть изгоем.

Эту историю мы решили обсудить с социальным психологом и экспертом Центра толерантности Еленой Гориновой.  

КАК ТРАВЛЯ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ДЕТЯХ И РОДИТЕЛЯХ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 


Как продолжительная травля может отразиться на отношениях между учениками класса, особенно - между теми детьми, чьи родители конфликтуют?

— В первую очередь, родителям, обратившимся за советом, следует пересмотреть систему приоритетов и встать на сторону своего ребенка. Желание остановить других родителей может не принести плодов, а вот жизнь и психику своего ребенка родители ставят под угрозу. 

Лучший вариант — перевести ребенка в другую школу. Никакие «сильные» учителя, ни близость школы к дому не стоят того, чтобы подвергать своего ребенка страданиям, тем более, когда он открыто говорит о том, что прийти в школу для него равно «сделать харакири». 

1702988616.png

А как травля сказывается на психологическом состоянии детей?

— В классе, о котором мы говорим, уже сложилась небезопасная, токсичная среда, где однажды запущенная классным руководителем травля (да, да, пересаживания за отдельную парту, игнорирование ответов ребенка и его потребностей, все это травля) проросла страшными плодами — в виде травли среди родителей. А такое отношение родителей друг к другу дает зеленый свет детям — теперь им можно травить, оскорблять, исключать из чатов. В рассказе говорится, что многие принимают сторону агрессоров? И это тоже объяснимо: для многих воспрепятствовать агрессорам - значит присоединиться к жертвам.

Этого боятся не только дети, но и родители, потому и молчат, потому и боятся общаться с мальчиком-жертвой. А вдруг я стану следующим? 

Так и будет, поскольку в системе, зараженной травлей, агрессоры и жертвы сменяют друг друга, а свидетели боятся и молчат. И это страшно. Какими вырастают дети — безмолвные свидетели или те, кто выбирают сторону агрессора из страха подвергнутся насилию: слабыми, незаметными, беспомощными взрослыми, которые не в состоянии защитить своего ребенка или даже признать наличие острой проблемы и ее ужасное влияние на ребенка. Все это в купе с низкой самооценкой образует травму свидетеля травли. 

1702988617.png

Как быть в таком случае всем участникам конфликта, что необходимо сделать? 

В этом случае сильно повлиять на ситуацию могут свидетели. Жертве и агрессорам крайне сложно, а порой и невозможно влиять на происходящее: они - заложники своих социальных ролей. Агрессор никогда не достигнет просветления по своей воле, как бы жертва не стремилась донести свою боль. 


Можно также привлекать родителей-свидетелей к организации мероприятий, назначать их спикерами на собраниях. Им важно осознать, что их поступки тоже влияют на взаимоотношения в классе. А пока что поведение родителей в этом классе больше напоминает конфликт сложных семиклассников, нежели ответственных взрослых, способных отдавать отчет своим действиям. 

И снова повторимся для главных героев этой истории: если никакие попытки не приносят результата, не заставляйте своего ребенка страдать - переведите его в другую школу. 

Фото на обложке: freepik.com
Рассказываем, что произошло и разбираемся вместе с экспертом, как многолетняя травля влияет на детей и родителей
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru