Жизнь – театр, а люди в нем актеры. Про школьную жизнь можно сказать немного иначе. Школа – шахматы, а ученики в ней – фигуры. Но кто же тогда учителя? А учителя – это игроки, которые сначала разыгрывают право первого хода, а потом решают, с какой пешки пойти, чтобы партия была более удачной. И в этих «школьных шахматах» у игроков бывают разные представления о том, какая партия будет считаться более успешной.
Так и получается, что одни учителя становятся наставниками, а другие - разрушителями. Разрушителями планов, уверенности в себе и стремлений школьника. Они делают ходы, жертвуют одними пешками и приводят в дамки другие, с легкостью размениваются фигурами ради своей цели. И этой целью может быть успех самого игрока или общий престиж класса, а может и продвижение того, кто стал королем в их игре.
Иногда даже безобидная рокировка с пересаживанием «фигур» с места на место может повлиять на будущее ладьи, которая не будет видеть с последней парты то, что написано на доске. Но еще страшнее, когда такой учитель решает, кого именно сделать дамкой, а кем пожертвовать. И тем самым рушит жизнь школьника. «Какой из тебя авиадиспетчер?», - сложно поверить, но девочка действительно слышала эту фразу от учителя, однако ей повезло оказаться сильной и не сломиться, и стать тем, кем она мечтала. Но не у всех в школьные годы хватает веры в себя. И эти фигуры покидают игровое поле, так и не пройдя даже половины намеченного ими изначально пути. Но, к счастью, иногда «выкинутая» пешка из одной игры, может стать активной участницей другой партии, в которой цель игрока сохранить все фигуры и сделать их всех дамками.
Звучит неправдоподобно. В настоящих шахматах такое невозможно, но в «школьных» именно такая цель и должна быть у игрока-наставника.
В каждой пешке изначально заложены знания и умения, но каждый из них нуждается в помощи для реализации своих возможностей, умений и навыков. Именно в этом должен помочь педагог – наставник. Так кто же он, учитель, помогающий ученикам?
Наставник - это человек, который делится своим опытом, знаниями, который может помочь в реализации возможностей и задатков. Именно он раскрывает все способности ученика. Роль наставника весьма велика по отношению к пешкам, еще не добившимся успеха. Обычно они опускают руки, хотят сдаться, но если рядом окажется опытный, наделенный доброй душой, внимательный педагог – они определенно добьются наилучшего результата.
Столкнувшись с судьбой, ученик принимает важные решения, которые смогут определить его дальнейшую жизнь. Пешка встречается с большим количеством проб и провалов, а может сразу встать на правильный путь и, наконец, найти свое дело.
Многие занятия не подходили только что вступившей в партию юной фигуре, и, решив заняться новым делом, а именно журналистикой, она почувствовала себя на своем месте. Она оказалась в той игре, в какой хотела. Педагог все время поддерживал и направлял на правильные решения и правильный выбор. Перед пешкой все время открывалось огромное количество возможностей: конкурсов, творческих работ, олимпиад. И она с головой погрузилась в это занятие. Но ее наставник не стоял в стороне и тоже был погружен во всю атмосферу происходящего. Так, пешка и стала дамкой, которая сумела найти себя и свое дело, поняла, для чего она все-таки предназначена и для кого действительно важна.
Учитель
– это тот, кто дает детям знания, а наставник тот, кто отдает частичку себя. И
только мудрый и искренне любящий свое дело игрок в «школьные» шахматы сможет
провести партию без единой потери фигур.