БЕЗ СПОЙЛЕРОВ
Фанатам леди Ди стоит досмотреть до 5 и 6 сезонов, где основной фокус сосредоточен на принцессе Уэльской и самых скандальных моментах ее биографии – выходов книги Эндрю Мортона «Диана: ее истинная история», сенсационное интервью BBC с Мартином Баширом, роман с Доди Аль-Файедом и трагическая смерть в Париже.
В ЧЕМ УСПЕХ ИСТОРИЧЕСКИХ СЕРИАЛОВ
Снять качественный исторический сериал – задача трудная.
Во-первых, нужно найти баланс между историей и драмой, чтобы среднестатистический зритель не заскучал. А во-вторых, не переборщить с
неточностью фактов ради зрелищности.
Одним словом зацепить зрителя драмой, портретами героев, отношениями внутри, и при этом не забыть, что снимаем мы вообще-то о реально существующих личностях, с реально существующим бэкграундом, со своими тайнами и нераскрытыми моментами биографии.
Поэтому перед создателями «Короны» встала одна из
сложнейших задач – показать внутреннюю жизнь самой известной семьи на планете;
семьи, которая на протяжении всего своего существования придерживается
жесточайших принципов конфиденциальности. И хоть иногда всплывают разного рода
скандалы, слухи – никогда не знаешь: действительно ли все было так?
Справились ли создатели со своей задачей? 50 на 50. За невозможностью опираться на точные факты, получить комментарии королевы, принцев и принцесс, создателям приходилось буквально копаться в грязном белье. Вытаскивать старые сплетни, обмуссоливать и вываливать на тарелку перед зрителем, которого от этих объедков тошнит последние 20 лет.
Местами
сериал полностью скатывается в какую-то бульварщину, которую откровенно
неприятно смотреть. Например, обсуждение измен принца Филиппа с балериной Галиной Улановой (и неважно, что Уланова пусть и была на гастролях в Лондоне, но время появления совершенно не соответствует времени событий в сериале) и интрижки с другими женщинами.
Или включение "призраков" погибшей Дианы, которая общается с Чарльзом и Королевой, и Доди, который прощает своего отца. Все это элементы дешевой мыльной оперы, которые странно выглядят в сериале с такой репутацией. Также как и явные отсылки к свежим мемуарам принца Гарри "Запасной" - сценаристы даже не скрывают, что напрямую опираются на них: списаны целые сцены и цитаты.
При этом достоверность мемуаров уже неоднократно оспаривалась.
С балансом здесь тоже возникли проблемы: некоторые серии смещают весь фокус на исторические события, потому что ничего «личного» откопать не удалось. Поэтому приходится впихивать семью в политику. В Семью, которая законом не имеет права вмешиваться в эту самую политику. И вот так – зритель скучает, не понимает, что это за флэшбеки, к чему они отсылают и зачем.ЧТО ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ, А ЧТО ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО
Съемка, кадры, подобранные планы – это то, что сохранилось в сериале от первой до последней серии. Камерность сцен, фильтр, словно приглушающий и смягчающий все оттенки на экране – все это мастерски показывает, что несмотря на приставку «Королевская», мы все же погружаемся в личные драмы семьи – с ее внутренней атмосферой, проблемами, живыми людьми, которые страдают и смеются.
Но при этом обилие крупных, симметричных планов на фоне дворцов и пейзажей Шотландии – это та самая величественность и аристократичная порода, подделать которую невозможно. В плане постановки авторам удалость сочетать «королевская» и «семья».Но кастинг (важнейшая составляющая исторических сериалов) оставляет желать лучшего. Все ключевые персонажи переживали странные метаморфозы на протяжении всех 6 сезонов – причем не только в плане характера, но и в плане физическом (мимика, фигура, рост и т.д.). Создалось впечатление, будто создатели не экономили только на персонаже принцессы Дианы, но Елизавета II – которая и является той самой Короной – непонятным образом изменяет в характере и внешности.
В 1-2 сезоне – это скромная, едва ли не заикающаяся девушка, которая почти всегда стоит, потупив взгляд. Но уже в 3-4 сезоне – это жесткая, суровая женщина, которая постоянно ходит с поджатыми губами и недовольна своим старшим сыном (которого в первых сезонах она хоть и не обожает, но не относится как к пустому месту) и окружающими. А к 5 и 6 сезону – это спокойная, нейтрально настроенная женщина. Пожалуй, Имельда Стонтон лучше всего воплотила реальный образ покойной Королевы.
Все прочие персонажи с большой натяжкой похожи на своих реальных прототипов – и если, к примеру, показать зрителю фотографии актрис, исполняющих роль принцессы Маргарет, он с 90-процентной вероятностью не поверит, что эти женщины играют одного и того же человека.
Да, конечно, можно сколько угодно доказывать, что талант важнее внешности. Но нет – с историческими сериалами это не работает. Зритель смотрит его не только из-за таланта, но и из-за внешнего сходства.
ПЕРЕСМАТРИВАТЬ ИЛИ НЕТ?
В целом, сериалу можно поставить 6 из 10. Фанатам Королевской семьи, которые не один год следят за происходящим в венценосном семействе, он навряд ли «зайдет». За невозможностью получить реальную фактуру – создателям пришлось опираться на выдумки и откровенные сплетни. Например, о том, как мать будущей герцогини Кэмбриджской, специально отправила ее в Сент-Эндрюс «охотиться» за принцем Уильямом.
Это, безусловно, минус. Создатели взялись за действительно сложную тему – еще свежую (видимо, желая сорвать рейтинги и заработать), но очень, очень конфиденциальную. Весьма вероятно, что всей правды мы не узнаем и через 100 лет – не узнаем, а что там действительно было между Елизаветой II и принцем Филиппом, когда брак Дианы и Чарльза дал трещину.
Но если воспринимать сериал как взгляд изнутри на жизнь Королевской семьи, особо не погружаться в историю и не быть фанатом БКС, то пересмотреть его возможно захочется. Чтобы погрузиться в атмосферу величественных дворцов, лакеев, тиар и торжественных приемов.