«Фильм, который нужно смотреть так, как сон: он должен гипнотизировать. Все бессвязно, фрагментарно. И в то же время поразительно однородно». Эта цитата Феллини точно подчеркивает саму суть фильма, пугающего, отталкивающего, но в то же время удивительно притягательного и гипнотизирующего. Чем же режиссерам удалось зацепить зрителя?
ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН «САТИРИКОН ФЕЛЛИНИ»?
Фильму Федерико Феллини уже 55 лет, но его по-прежнему вспоминают зрители. В картине режиссер обращается к роману Гая Петрония, но умышленно меняет его: расставляет акценты на самых важных на его взгляд вещах.
С самого первого кадра Феллини погружает зрителя в атмосферу похоти и разврата, показывая изнанку древнего Рима. На протяжении всей картины режиссер играет на контрастах величественного и жалкого, возвышенного и низменного.
Повествование действительно рваное, однако, каждый кадр, который на первый взгляд никак не связан с предыдущим, лишь дополняет его, образуя некий монолит из отсылок, метафор и аллюзий.
Феллини мастерски обличает пороки людей: в его фильме нет ни одного положительного персонажа, все они погрязли в собственных недугах. Вдова, оплакивающая смерть мужа, тут же придается любви с солдатом, цирковые представления ради забавы вельмож, самоубийства — все это, в сочетании с театральностью создает эффект нереальности.
В ЧЕМ ЖЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ФИЛЬМА?
Взявшись за социально-политическую тему, Феллини, через призму римской античности отразил век двадцатый, со всеми его достоинствами и недостатками. Но это не главное, чем отличается фильм.
Во-первых, в нем действительно сцифическая сьемка: камера всегда остается неподвижной. Из-за этого создается театральный эффект и передается безжизненность форм, изображенных на экране. Причем, ужасают не столько поступки героев, сколько их внутренняя пустота.
В «Сатириконе» Феллини продемонстрировал потрясающие навыки работы с неопытными актерами: для некоторых, картина стала первым опытом работы в кино. Например, Макс Борн впервые играл раба Гитона, а Мартин Поттер — Энколпия.
В фильме мастерски раскрыта тема античности, а именно, психологии древних римлян. Историки не раз рассуждали о подростковой безнравственности и распущенности римлян, столь тесно граничащей с их могучим интеллектом и технологическим прогрессом. В «Сатириконе» режиссер рассуждает о культуре и нравственности и их связи.
В ЧЕМ ПРОВОКАЦИЯ?
Конечно, найдутся зрители, которые посчитают данную картину обыкновенной провокацией и попыткой вызвать эмоции у зрителей. Такие люди будут по-своему правы, ведь «Сатирикон» действительно в какой-то степени был создан, чтобы шокировать.
Передавая атмосферу эпохи, Феллини сделал акцент на свободной любви. Обилие эротических сцен способно вызвать недоумение и даже шок у неподготовленного зрителя. К тому же, сцены смертей показаны очень физиологично и естественно, режиссер не пытается уберечь зрителя, лишь образно обозначая пугающие действия, а погружает с головой, в деталях показывая всю изнанку древнего Рима.
Неудивительно и то, что кинокритики были в восторге от картины, а мнение зрителей разделилось. Повествование Феллини муторное: зритель вынужден продираться сквозь тернии подтекста, постоянно находясь в напряжении, пытаясь уловить мысль, которую доносит режиссер. Подобная интеллектуальная игра безусловно может рассматриваться, как некий творческий акт, как бы вызов зрителю «разгадать ребус». И сделать это удастся не у каждого.
Иногда картина действительно слишком сложна для восприятия, тем не менее, «Сатирикон» Федерико Феллини — это фильм, который уже навсегда вошел в историю мирового кинематографа, теперь врд ли что-то сместит его с пьедестала одного из лучших фильмов в истории.