Cодержание
Продолжительные забастовки, скандалы гильдий со студиями и постоянные переносы проектов не помешали 2023 году стать по-настоящему знаковым для кинематографа и отметиться сильными и запоминающимися картинами. Для кого-то он ознаменуется выходом культового «Барбигеймера», кто-то запомнит возвращение киногероев Индиана Джонса и Итана Ханта. Однако с уверенностью можно сказать, что минувший год подарил зрителю десятки новых талантливых имен, чьи авторские фильмы смогли завоевать сердца миллионов. Среди них оказался и французский режиссер, сценарист Жюстин Трие. Её картина «Анатомия падения» стала одной из самых ожидаемых на Каннском фестивале и даже забрала там главный приз.
Однако работа заметно выделяется среди фестивальных фильмов, искусно балансируя между элементами артхаусного и массового кино. «Анатомия падения» представляет собой судебную драму, триллер и детектив. Вероятно, Трие берет всё лучшее от этих жанров, но в то же время сознательно отстраняется от общепринятых тенденций, выбирая собственный темп, стиль и ритм, который будет соответствовать её истории.
О СЮЖЕТЕ
С самого начала режиссер погружает зрителя в некомфортную и напряженную атмосферу. Известная немецкая писательница Сандра Войтер, которая живет во Франции с мужем Самуэлем и слабовидящим сыном Даниэлем, даёт интервью, посвящённое её творчеству и жизни. Героиня нервничает на протяжении всей беседы. Но, отвечая на один из вопросов, признается журналисту, что глубоко скучает в глуши, в которую переехала из-за мужа. В разгар беседы супруг громко включает музыку и прерывает диалог. Спустя несколько часов сын возвращается с прогулки и находит у дома тело Самуэля.
Неизвестно, что стало причиной смерти мужа героини, однако отсутствие видимых доказательств и алиби привели Сандру на скамью подсудимых. С этого момента сюжет картины концентрируется на долгих заседаниях, на которых постепенно выясняются подробности отношений героев.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023)
ЧЕГО ДОБИВАЛСЯ РЕЖИССЕР?
Трие не стремится создать фильм-головоломку, удивить зрителя неожиданным поворотом события или, в лучших традициях жанра, дать ключ к разгадке в самый последний момент. Постепенное раскрытие деталей режиссером Жюстин Трие заставляет зрителя неоднократно пересматривать свое отношение к персонажам и размышлять над их поступками.
В пылу очередной ссоры, затеянной Самуэлем, супруги припоминают все обиды, которые раньше предпочитали замалчивать. Они обвиняют друг друга в инвалидности сына, распределении домашних обязанностей, финансовых проблемах, пренебрежении чувствами друг друга, ревности, проблемах с самореализацией и работой. За два часа зрители проходят путь от просмотра фотографий молодых и счастливых героев до финальной сцены, в которой звучит запись интервью, прерванного Самуэлем.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023). Фото: Кинопрокатная компания Про:Взгляд
| Источник
ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ В ОДНОЙ ИСТОРИИ
У метафоричного названия «Анатомия Падения» двойное значение. В первом случае, оно описывает факт гибели Самуэля и последовавшую за ним историю расследования. Во втором оно исследует психологический контекст разрушенных взаимоотношений супругов, эмоциональное состояние каждого. Именно эти два ключевых аспекта соединяются в одной истории, которой и посвящен фильм.
Кинокартина не идеализирует и не демонизирует две грани конфликта, а только изображает суровую правду жизни. Здесь нет победителей и проигравших, каждому приходится выбираться из отчаяния, личной боли, стыда и обид. Сделать это трудно: нужны силы и, самое главное, крепкое желание бороться.
Именно поэтому Сандра, привыкшая добиваться результатов и справляться с невзгодами, обретает право голоса и вступает в оборону в зале французского суда: она разговаривает на комфортном для неё (неприемлемым для членов заседания) английском языке; прерывает, оспаривая аргументы судей, и горделиво таит молчание, выслушивая провокационные вопросы.
В отличие от неё, Самуэль так и не смог справиться с виной перед сыном и кризисом среднего возраста. Он несостоятелен и слаб, о чем говорит ключевая сцена, в которой герой сравнивает себя с собакой.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023)
Вопреки тому, что Сандра
позаимствовала идею романа у мужа, она все равно призывает вернуться
Самуэля к написанию произведения, посвященного парню,
который просыпается и обнаруживает себя в двух параллельных реальностях: в
одной, где в результате несчастного случая погибает его брат. И в другой, где
несчастного случая никогда не было. Выполнив указание жены и освободившись от рутинных забот, Самуэль реализует свою задумку, оставляя Сандре право существовать только в первой реальности.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ — РАЗРУШЕННЫЙ БРАК
Тот факт, что режиссер не
открыла исполнительнице главной роли (Сандра Хюллер) истинной причины падения мужа, доказывает, что в данной картине это совершенно неважно. Трие
снимает со зрителя ответственность осуждать или оправдывать персонажей.
Она выкладывает все карты на стол и показывает постепенное разрушение брака,
который становится главным героем фильма и главной причиной смерти Самуэля.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023) | Источник
О ГЕРОЯХ
Безусловно, сердцем
картины является Сандра Хюллер, получившая номинацию на «Оскар» за исполнение
главной роли. Помимо технической сложности исполнения роли (в фильме актриса говорит на
двух иностранных языках), Сандра блестяще изображает сложную и противоречивую
личность. От хладнокровия до страсти, от жертвы до хищницы, от примерной жены и
матери до своеобразной творческой натуры. Сама Хюллер не раз заставит усомниться
в невиновности своей героини - одного из интереснейших образов этого года.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023) | Источник
Нельзя не упомянуть и Мило
Машадо Гранера, исполнившего роль Даниэля. Герою предстоит пройти тяжелый
путь от потери отца до страха собственной матери. Даниэль отчаянно пытается
разобраться в том, что случилось, и сталкивается с ужасной правдой, к которой
не готов ни один ребенок. Его напарником, ещё одной звездой картины, является пес по кличке Снуп, возникающий в ключевых сценах. Именно с него начинается фильм, когда он находит тело Самуэля; над ним Даниэль проводит эксперимент с таблетками,
чтобы убедиться в правде и компенсировать невозможность вернуть своего отца; на
нем фильм и заканчивается.
Кадр из фильма «Анатомия Падения» (2023)
Фильмы, подобные «Анатомии падения», демонстрируют, что искусство не всегда должно быть сложным или запутанным, чтобы оказывать воздействие на зрителя. Жюстин Трие создала невероятно захватывающую и сильную драму, которая отметилась глубокими персонажами и пробирающим до мурашек сюжетом, рассказывающим суровую, но честную историю одной несчастной семьи.