Cодержание
Развитие нейросетей, эмоции вместо объективности, усталость от политики – за последние пару лет российские медиа изменились до неузнаваемости. Как с этим работать будущим журналистам — рассуждали на Фестивале молодёжи главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов, директор по развитию Rambler & Co Владимир Тодоров, главред сайта The Symbol Дарья Халфина и digital-директор Европейской медиагруппы Кирилл Чирясов.
ГЛАВНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ БЛОГЕРАМИ И ЖУРНАЛИСТАМИ
Она остаётся такой же, как была: журналист действует в рамках редакционной политики, закона о СМИ и Кодекса профессиональной этики, а блогер – по своему усмотрению. Оба, конечно, ограничены законами «О рекламе», «О дискредитации российской армии» и пр., но факт остаётся фактом – у блогера свобод больше. Поэтому в главный современный тренд на эмоциональность он всегда попадёт лучше.
Различается и аудитория: большая часть медиапотребителей старше 35 лет обычно «ходит» на сайты популярных медиа, а у молодых людей до 35 – другие контентные среды, на которых правят так называемые opinion-мейкеры. И они у своей аудитории вызывают гораздо больший отклик, чем СМИ, потому что в медиапотребитель видит в них личность – и это подкупает.
ЛОНГРИДЫ ВСЁ ЕЩЁ ЧИТАЮТ, НО РАДИ ВРЕМЕНИ АУДИТОРИИ НАДО ПОСТАРАТЬСЯ
Самая близкая тематика у СМИ и блогеров – лайфстайл. В этой сфере их можно считать конкурентами, а можно – разными частями одной экосистемы. Самое главное тут понимать, что спрос на качественный лайфстайл-контент сейчас есть – люди хотят отвлечься: не тревожиться о новостях, а почитать о моде, еде или ресторанах.
Главред сайта The Symbol (до 2022 г. – Harper's BAZAAR) Дарья Халфина уверена: конкурировать с кем-либо сейчас нет смысла, но медиа с сайтами в тематике лайфстайла скорее выигрывают. Они структурированы, а, например, в Telegram-каналах информация льётся сплошным потоком. При этом если человек зашёл на сайт, стоит удерживать его внимание до последнего: с помощью выразительного дизайна и иллюстраций, интерактивных элементов, чередования текста с фото и видео.
ИИ В МЕДИА БУДЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ – И ВЫЗОВЕТ МНОГО ПРОБЛЕМ
В прошлом году на поле создания контента появился третий игрок – искусственный интеллект. В медиаиндустрию нейросети, наверное, проникли быстрее, чем куда-либо ещё. Встал вопрос: вытеснят ли журналистов и блогеров нейросети?
Пока что ИИ – неплохой инструмент, когда нужно создать много текстов и изображений: его можно использовать в СМИ с большим потоком информации. При этом вокруг нейросетей не стихает ажиотаж, и опытные блогеры и журналисты научились его использовать: сейчас есть тренд на создание, например, цифровых аватаров.
Ещё из проблем – мерцание модели. Это сбой, связанный с тем, что нейросеть обучалась на не тех данных. Он чреват «неправильным» контентом: ChatGPT не может написать статью о кино на 15 тысяч зноков с оригинальностью 95%, потому что рано или поздно начнёт выдумывать собственные фильмы – и мы поверим, хотя это кино никогда не существовало.
ТАК КТО С КЕМ КОНКУРИРУЕТ И КАК ПОБЕДИТЬ?
На самом деле, журналист вполне может справиться с любой конкуренцией, оставаясь в рамках редполитики, этики и законодательства. Да, нельзя говорить людям, что надо чувствовать, зато можно подсказать: подумать, как та или иная аудитория может отреагировать на новость, и «выкрутить» эмоцию на максимум через заголовок, визуал или реакции в соцсетях. Кстати, соцсети не нужно воспринимать как отдельную площадку: это всегда продолжение сайта, просто со своей спецификой.
А про конкуренцию с блогерами согласимся со спикерами Фестиваля молодёжи: журналисты и блогеры – часть одной системы, а конкурируем мы не друг другом, а со сном – за внимание аудитории.