Cодержание
Правда ли, что нейросети убивают в человеке способность создавать новое? Как полюбить предмет, который никогда не давался? Стоит ли полностью переходить в онлайн? Эти и многие другие вопросы обсудили директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант, биоинформатик и научная журналистка Мария Осетрова и исследовательница Лаборатории инноваций в образовании, преподаватель НИУ ВШЭ Анастасия Андреева на Фестивале молодёжи.
КАК ВЫУЧИТЬ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ДАВАЛСЯ
Всем нам знакома картина: мы сидим который час над задачей или письменной работой, обложившись учебниками – а в голову ничего не приходит. Но, если знать, как появляется знание на уровне мозга, такой ситуации вполне можно избежать.
С точки зрения биологии обучение – это создание и укрепление в мозге новых путей между нервными клетками. Эти пути называются нейронными связями, а их создание похоже на заполнение картотеки. Если на карточках есть пометка «Важно» или они повторяются много раз, вероятность запоминания больше. А чтобы мозг понял, такая пометка есть, ему нужно помочь.
ТАК ТУПЕЕМ ЛИ МЫ ОТ КОМПЬЮТЕРА?
Ещё можно мотивироваться, составляя красивую ленту в Pinterest. Только, кажется, мы уже полчаса её листаем. И внимание как-то рассеялось. И вообще, может быть, мы действительно глупеем от технологий?
Не совсем так. Появление в нашей жизни смартфонов, тиктока и нейросетей означает создание в мозге нейронных связей, отвечающих за работу с гаджетами – то есть целой нейросети, которая знает новый способ взаимодействия с миром. А вот части мозга, связанные с информацией, которая уже не используется, постепенно отмирают. Прямо сейчас в мозге у нас много нейронных связей, которые «помнят», как обратиться к ChatGPT, но зато зон, помогающих написать СМС на кнопочном телефоне, уже почти нет.
Технологии во многом могут помочь, но только если уметь с ними работать. Недавно мы писали, что нейросети облегчают создание контента, однако нужно знать, что мы создаём – иметь определённый уровень насмотренности и начитанности, то есть достаточное количество всё тех же нейронных связей. Так что, несмотря на доступность информации, запоминать – полезно для мозга.
А С ТЕХНОЛОГИЯМИ В ОБУЧЕНИИ ЧТО ДЕЛАТЬ?
Техник для усваивания информации, кстати, очень много: это не только зубрёжка, но ещё и карточки и специальные игры. А интернет, нейросети и дополненная реальность дают для обучения больше возможностей. Какие эффективнее — разбираемся.
Во время коронавируса встал вопрос о полном переходе образования в онлайн – и это далеко не так эффективно, как кажется. Например, знаменитые карточки Quislet, не задействуют мышечную память в отличие от бумажных, и поэтому запоминание будет не таким качественным. Зато чтобы много раз объяснить или повторить одну и ту же информацию, подходит искусственный интеллект – поэтому его используют в логопедии. А замотивировать учеников никакой компьютер не сможет – только предугадать, когда они устанут или потеряют интерес.
Лучше всего совмещать онлайн и оффлайн – и в обоих случаях использовать разные способы получения информации: видео, очные семинары, подкасты, карточки, игры. Мы абсолютно по-разному воспринимаем, например, языки и математику: если в первом человеку удобнее слушать и обсуждать, то во втором такого может не быть. Так что в каждом предмете стоит попробовать разные стратегии и выбрать то, что подходит больше всего.