Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Ваши историиисторияинтервьюопроссоветы психологарусский языкНовый годфестивальэкзаменылайфхакиприемная кампанияВсероссийские открытые урокипутешествиярецензияКонцертвыставкаканикулыразвлеченияЧто почитатьТеатртвоя историяУчительпрофессиилайфхакимузыкапрофориентациячто посмотретьотношенияСочинениекаталог сочиненийкуда поступатьВУЗКем бытьхоббиСПбГУжурналистикакнигиКуда сходитьВыходныеновости кинонеделиитоговое сочинениеМГУкиноуниверситетолимпиадаЕГЭ 2018карантинстудентамлитератураподготовка к ЕГЭискусствоДевятиклассникамработашколаНа практику — в ПУ!советыКаталог профессийлицензияспортвыпускнойЛучшее на СтеневузыПсихологияолимпиадыВШЭподготовка к ОГЭволонтерствоКак сдать ЕГЭРособрнадзоробразованиерейтинг вузовЕГЭ-2022как прошли ЕГЭ-201875 лет ПобедырейтингМинистерство образованияИТМОВостребованныеувлеченияНовыеисследованиеКаталог вузоваккредитацияличный опытподросткина практику — в ПУ!ОГЭпоступление
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 18

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов

Технологии, мозг, школа: как учиться и учить наиболее эффективно

4 минуты

Эксперты Яндекса, Сколтеха и Вышки размышляют, как строить образовательный процесс в эпоху онлайн-курсов и нейросетей

Дарья Жданова | 14.03.2024
Просмотры
567

Правда ли, что нейросети убивают в человеке способность создавать новое? Как полюбить предмет, который никогда не давался? Стоит ли полностью переходить в онлайн? Эти и многие другие вопросы обсудили директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант, биоинформатик и научная журналистка Мария Осетрова и исследовательница Лаборатории инноваций в образовании, преподаватель НИУ ВШЭ Анастасия Андреева на Фестивале молодёжи.

КАК ВЫУЧИТЬ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ДАВАЛСЯ


Всем нам знакома картина: мы сидим который час над задачей или письменной работой, обложившись учебниками – а в голову ничего не приходит. Но, если знать, как появляется знание на уровне мозга, такой ситуации вполне можно избежать.

С точки зрения биологии обучение – это создание и укрепление в мозге новых путей между нервными клетками. Эти пути называются нейронными связями, а их создание похоже на заполнение картотеки. Если на карточках есть пометка «Важно» или они повторяются много раз, вероятность запоминания больше. А чтобы мозг понял, такая пометка есть, ему нужно помочь.

1710428259.png
Ещё мозг можно обмануть – сказать ему, что не будем учить тот самый предмет. Например, вместо создания привычной для учёбы обстановки можно накидывать заметки в телефоне. Это помогает и выполнять задания на шаг выше, чем уже можем: если не получится – ничего страшного, это ведь очень сложно, а если получится – у нас сразу взлетит самооценка, а за ней – мотивация.

ТАК ТУПЕЕМ ЛИ МЫ ОТ КОМПЬЮТЕРА?


Ещё можно мотивироваться, составляя красивую ленту в Pinterest. Только, кажется, мы уже полчаса её листаем. И внимание как-то рассеялось. И вообще, может быть, мы действительно глупеем от технологий?

Не совсем так. Появление в нашей жизни смартфонов, тиктока и нейросетей означает создание в мозге нейронных связей, отвечающих за работу с гаджетами – то есть целой нейросети, которая знает новый способ взаимодействия с миром. А вот части мозга, связанные с информацией, которая уже не используется, постепенно отмирают. Прямо сейчас в мозге у нас много нейронных связей, которые «помнят», как обратиться к ChatGPT, но зато зон, помогающих написать СМС на кнопочном телефоне, уже почти нет.

К тому же сейчас гораздо важнее не знать информацию, а уметь с ней работать: гуглить, критически мыслить и реализовывать на её основе новые идеи. Получается, что мы не тупеем и не умнеем, а просто выполняем другие задачи.
1710428260.png

Технологии во многом могут помочь, но только если уметь с ними работать. Недавно мы писали, что нейросети облегчают создание контента, однако нужно знать, что мы создаём – иметь определённый уровень насмотренности и начитанности, то есть достаточное количество всё тех же нейронных связей. Так что, несмотря на доступность информации, запоминать – полезно для мозга.

А С ТЕХНОЛОГИЯМИ В ОБУЧЕНИИ ЧТО ДЕЛАТЬ?


Техник для усваивания информации, кстати, очень много: это не только зубрёжка, но ещё и карточки и специальные игры. А интернет, нейросети и дополненная реальность дают для обучения больше возможностей. Какие эффективнее — разбираемся.

Во время коронавируса встал вопрос о полном переходе образования в онлайн – и это далеко не так эффективно, как кажется. Например, знаменитые карточки Quislet, не задействуют мышечную память в отличие от бумажных, и поэтому запоминание будет не таким качественным. Зато чтобы много раз объяснить или повторить одну и ту же информацию, подходит искусственный интеллект – поэтому его используют в логопедии. А замотивировать учеников никакой компьютер не сможет – только предугадать, когда они устанут или потеряют интерес.

1710428261.png

Лучше всего совмещать онлайн и оффлайн – и в обоих случаях использовать разные способы получения информации: видео, очные семинары, подкасты, карточки, игры. Мы абсолютно по-разному воспринимаем, например, языки и математику: если в первом человеку удобнее слушать и обсуждать, то во втором такого может не быть. Так что в каждом предмете стоит попробовать разные стратегии и выбрать то, что подходит больше всего.

Эксперты Яндекса, Сколтеха и Вышки размышляют, как строить образовательный процесс в эпоху онлайн-курсов и нейросетей
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru