Гордон Паркс прославился благодаря своим работам в американской документальной фотожурналистике 1940–1970-х годов. Он показывал бедность и проблемы афроамериканцев.
Примечательно, что в его портфолио есть работы не только с острым социальным контекстом, но и портретная, и даже гламурная фотография. Рассказываем о самых интересных фактах из жизни Паркса.

Гордон Паркс / Кинопоиск.ру
«ОРУЖИЕ ПРОТИВ БЕДНОСТИ»
Гордон Паркс появился на свет 30 ноября 1912 года в небольшом городке Форт-Скотт, он был младшим ребенком в семье фермера. Гордон лишился матери в 14 лет, и ему пришлось переехать в штат Миннесота, где он недолго жил с семьей сестры. Но Гордон не смог ужиться с мужем сестры под одной крышей, поэтому в 15 лет оказался на улице.
Чтобы прокормить себя, он подрабатывал, где только мог: пытался быть и певцом, и официантом, и пианистом в борделях, и даже полупрофессиональным баскетболистом.
В 1929 году Паркс сел на поезд, следовавший до Чикаго, и по прибытии нашел работу в ночлежке. Работая официантом в вагоне-ресторане, Паркс увидел в журналах портфолио фотографов. Снимки рабочих мигрантов поразили его, и в 25 лет он купил в ломбарде свой первый фотоаппарат. Сначала он делал снимки для витрин, а затем увлекся портретной фотографией.

Gordon Parks, 1927 / The Gordon Parks Foundation
Я увидел, что камера может быть оружием против бедности, против расизма, против всех видов социальной несправедливости. В тот момент я знал, что мне нужна камера.
Гордон Паркс

Паркса интересовала жизнь черных общин. Личные переживания, связанные с последствиями расовой сегрегации, нашли отражение в его работах. В начальной школе Парксу, как и всем темнокожим детям, не разрешали заниматься спортом и посещать общественные мероприятия. В детстве его обижали: однажды трое белокожих подростков насильно бросили Гордона в реку, зная, что тот не умеет плавать. Да и наставники в школе сомневались в мальчике.

Doll Test, Harlem, New York, 1947 / The Gordon Parks Foundation
«АМЕРИКАНСКАЯ ГОТИКА»
Спустя пять лет после покупки первой фотокамеры Паркс сделал одну из самых известнейших фотографий — «Американская готика», назвав ее в честь легендарной картины Гранта Вуда.

Американская готика, Вашингтон, Округ Колумбия, 1942 / The Gordon Parks Foundation
На снимке запечатлена чернокожая уборщица Элла Уотсон, которая работала в здании Управления по финансовому регулированию и надзору в Вашингтоне. Женщина с метлой в руке и шваброй на заднем фоне застыла перед висящим на стене американским флагом. Паркс создавал этот образ, вспоминая о расизме в Штатах. Позднее Паркс делал еще серию фотографий Эллы Уотсон и ее семьи. Однако многим зрителям более всего откликнулся самый первый снимок.
The Gordon Parks Foundation
Думайте образами и словами. Они могут быть очень мощными, когда правильно подобраны друг к другу.
Гордон Паркс

РАБОТА С ГЛЯНЦЕМ И ГАРЛЕМСКОЙ БАНДОЙ
Желая попробовать себя в мире модной фотографии, Паркс пришел к работе в Vogue. Редактор журнала Александр Либерман, несмотря на расистские настроения, позволила Парксу снимать коллекцию вечерних платьев. Он сотрудничал с изданием несколько лет и даже разработал уникальный стиль съемки моделей в движении.

James Galanos Chiffon Fashion, Hollywood, California, 1961 / The Gordon Parks Foundation
За время работы в глянце фотограф опубликовал первые две книги под названием: «Фотография со вспышкой» (1947) и «Фотопортреты: техника и принципы документальной портретной съемки» (1948).

Ред Джексон, Гарлем, Нью-Йорк, 1948 / The Gordon Parks Foundation
Фотоэссе о гарлемской банде привело Паркса к должности фотографа и писателя в ведущем американском журнале Life. Благодаря острым тематикам Паркс стал «одним из самых провокационных и знаменитых фотожурналистов в Соединенных штатах». В журнале его работы публиковались более 20 лет, а в 1960 году Американское общество журнальных фотографов признало его «Фотографом года».

Гарлем, Нью-Йорк, 1948 / The Gordon Parks Foundation
Фотография была моим выбором оружия.
Гордон Паркс

Гордон Паркс был и первым чернокожим кинорежиссером, выпустившим крупный голливудский фильм «Дерево науки». Фильм вошел в число первых 25 фильмов, отобранных для сохранения в Национальном реестре фильмов из-за его культурного значения.
После его следующей картины «Шафт» о частном детективе зародился новый жанр — блэксплотейшн. Фильм оказался успешным, и в следующем году вышло продолжение — «Большая удача Шафта».

Постер к фильму «Большая удача Шафта» / Кинопоиск.ру
Гордона Паркса можно назвать фотографом, который сломал «цветной барьер» и навсегда изменил ход американской истории. Его жизненный, творческий, профессиональный путь — образец, показывающий, как стоит бороться с несправедливостью, преодолевать трудности и не бояться жить.
Парень, который рискует, балансирует между известным и неизвестным, не боится неудачи, добьется успеха.
Гордон Паркс
