«История кавалера де Гриё и Манон Леско» считается одним из первых в литературе психологических романов. Долгое время книга была запрещена на родине, во Франции, за аморальное и растлевающее содержание.
Но в сущности “безнравственный” сюжет романа — это вопрос выбора, перед которым раз в жизни стоит почти каждый: любовь или деньги? ложь или правда? верность или предательство?
Какой же выбор сделала главная героиня романа и оперы прекрасная Манон Леско? Ответ в постановке Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина (режиссер-постановщик Георгий Исаакян)

Вместо эпохи регентства в эпоху французского коллаборационизма
В постановке Георгия Исаакяна мы переносимся из первой половины XVIII века (также известную как эпоху Регентства) во Францию начала сороковых. Самый разгар Второй мировой, когда страна разделенная на две части, живет по страшным законам “нацистского” времени.
Такое отступление от оригинала не портит впечатление: обе эпохи фактически зеркальны друг другу — периоды, когда страна находится в смятении: политические кризисы, подмена идеалов и нравственное разложение. В конце концов, Вторая мировая куда ближе и понятнее современному зрителю.
Юная Манон, как и в оригинальном произведении, по воле родителей направляется в монастырь, но по пути сталкивается с прекрасным Шевалье де Грие. Герои безумно влюбляются, несмотря на протесты семей с той и другой стороны.
Они решают вместе бежать из оккупированного Парижа в более “свободную” зону Виши: место, где действует французское правительство, исполняются французские законы, но все также сотрудничают с нацистами и репрессируют — евреев, коммунистов, цыган и всех несогласных.
Кажется, что здесь влюбленные смогут быть счастливы даже в военное время, даже под немецкой оккупацией. Но вскоре перед Манон встает выбор, который она без раздумий и сожалений делает.

Падение Манон: блеск и прозябание
Так счастлива ли была Манон?
Да, Манон закружил мир танцев, шампанского и бесконечного праздника. Но в сердце все еще есть то светлое чувство к несчастному де Грие. Который ушел в монастырь — подальше от этого тошнотворного мира удовольствий.
Она приходит в монастырь, в который когда-то должна была уйти, и встречает аббата Де Грие. Теперь она в алом плаще — цвета страсти и порока — контрастирует с грубой рясой священника Шевалье

Да, она сожалеет — пожалуй, ария в церкви одна из самых душераздирающих композиций во всей опере — но не может признать, что совершила неправильный выбор. Не может отказаться от денег и дешевого счастья.
Теперь де Грие скрыт от нее своей тюрьмой — решеткой исповедальной комнаты.
Сожаление и прощание: конец Манон Леско
Рядом нет никого и ничего. Даже воспоминаний. Кроме одного — о той первой и настоящей любви. Белые и длинные занавеси позади нее словно саван: зритель понимает, что скоро жизнь некогда прекрасной Манон завершится.

Но под конец Манон все-таки находит утешение: к ней в палату приходит верный ей до самой смерти Шевалье де Грие. Она вымаливает прощение у возлюбленного, вспоминает, как была счастлива — с ним и на балах — и умирает без сожалений.
Каждый из нас хоть раз встает перед выбором, когда на одну чашу весов нужно поставить гирьку потяжелее и после жить с этой “тяжестью”. И каждый сам должен сделать этот выбор.
Главное — после никогда не сожалеть.
