Таким человеком стал Гэтсби — персонаж по меньшей мере культовый, по большей — парадоксальный символ эпохи ревущих 20-х, эпохи джаза и перемен, оставляющих у подножия незыблемые человеческие ценности. Об этом герое и действительности, во многом похожей на нашу, рассказывает спектакль «Великий Гэтсби» театра им. Ф.И. Шаляпина, поставленного по одноименному американскому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Фото: spb.kassir.ru
Способен ли Казанова полюбить?
Продолжаем знакомиться с постановками Музыкального театра им. Шаляпина. Сегодня - о жизни и любви Джакомо Казановы в спектакле "Казанова"
Читать далее
ГЭТСБИ СЛОВО
Сложность любой музыкальной постановки, поставленной по мотивам произведения, заключается в том, что авторам спектакля нужно найти общий язык между двумя плоскостями искусства: драматургией и музыкой, прозаичными диалогами и поэтическими строками исполнительских композиций.
В этом смысле «Великий Гэтсби» (режиссер-постановщик Наталья Индейкина, лауреат премии «Золотой софит») срывает куш во всех отношениях. С одной стороны, автор постановки следует сюжету романа, не искажая сцен и фактов: вот суматошный Нью-Йорк сменяется умиротворенным Лонг-Айлендом с «золотым побережьем», шумными вечеринками в особняке Гэтсби, трагедией с «машиной смерти». Вот и пустая взбалмошная Дейзи (Анна Позднякова) с высокомерным супругом Томасом (Вячеслав Ногин), безликий Ник (Андрей Карх), надменная Джордан (Дарья Кожина), порочная Миртл и другие.
Мисс Джордан Бейкер и Ник Каррауэй. Фото: spb.kassir.ru
С другой — он укрупняет доселе не исследованные детали. Ведь кем на самом деле является Гэтсби? Ни автор произведения, ни экранизации не дают точного ответа на этот вопрос. Все, что есть на руках, — это трактовки, рисованные героями — Ником, Томасом, Дейзи. Все они диаметрально разные, и едва им можно доверять. Но автор постановки находит справедливо верное решение — он дает Гэтсби (Иван Васильев) право вести монолог со зрителем через арии и баллады, право чувствовать, переживать личную трагедию.
Джей Гэтсби и Дейзи Бьюкенен. Фото: spb.kassir.ru
Пока мы живы — пусть будет ценен каждый миг
Рассказываем, почему музыкальная постановка «Три товарища», поставленная по одноименному роману Ремарка в Музыкальном театре им. Шаляпина — одно из лучших повествований о любви и потерянном поколении
Читать далее
ЯЗЫК МЕТАФОР И ЗНАКОМЫЙ СТИЛЬ
Постановка — это сплошная умелая игра на метафорах, благодаря которым парадоксальность американской мечты приобретает особенный размах в работе художника-постановщика Юлии Гольцовой. Она выдержанно воплощает контраст, маневрируя между размашистыми пестрыми вечеринками богачей в стиле ар-деко и черными буднями выжженных нищетой рабочих. Переплетает художественные символы с драматургией, когда над автомастерской возникает вывеска «Dr. W. Aklberg» с глазами, прячущимися под круглыми очками - это глаза судьбы, больные и усталые, что наблюдают за порочностью, безнадежностью и безрассудностью героев. Это лестницы, ведущие Гэтсби то к несбыточным надеждам, то в пропасть. И, наконец, художественная адаптация стиля, воспетого в мелодраме 2013 года режиссера База Лурмана (с Леонардо Ди Каприо в роли Джея Гэтсби).
Фото: spb.kassir.ru
Дейзи Бьюкенен. Фото: spb.kassir.ru
Но вернемся к главному вопросу: почему же Гэтсби — Великий? За что его, такого противоречивого, загадочного джентльмена, нарекли высоким именем? Потому что сколотил американскую мечту и тут же скомпрометировал ее? Или потому что изысканно обвел вокруг пальца всех, да и самого себя. Да, безусловно, это тоже объясняет его величие, но режиссер постановки дает иной ответ.
Джей Гэтсби — один из тех, кто одновременно протянул руку в прошлое и разбился в дребезги о настоящее. Кто готов был заплатить самую высокую цену за верность своей мечте. И кто так слепо был окутан надеждами, что подобно Зеленому лучу, остались мерцать где-то вдали.