Сыграть в “Обмани меня”, выступить в роли скомороха или моряка, обернуться в конфетную фольгу или собраться в кругосветное путешествие — в принципе, на этом можно было бы закончить отчет по главным модным трендам 2024.
Но давайте разберемся, что стоит за всей этой смехотворной неразберихой и – главное – что тренды говорят о всех нас.
Officecore, balletcore или grandpacore: как одеться в стиле супервумен, балерины или вашего дедушки?
О мастхэвах трех главных модных стилей рассказывает Полина Курасова
Читать далее
НА ОБМАНЕ ДАЛЕКО НЕ ПОЕДЕШЬ: trompe l'oeil
Для начала заметим, что эффект trompe l'oeil («обман зрения») совсем не новый. Вспомнить хотя бы «Tear Dress» («Рваное платье») Эльзы Скьяпарелли, созданное в 1938 году в соавторстве с Сальвадором Дали (разрывы и болтающиеся лоскутья платья были всего лишь изображены на его целой поверхности). Или коллекцию Trompe L'oeil весна-лето 1996 Маржела, для которой специально создали фотографии предметов одежды, которые затем перенесли на ткани простых в конструктивном плане вещей.
«Рваное платье», Эльза Скьяпарелли Х Сальвадор Дали, 1938 год
Принты-обманки были главной тенденцией и пару сезонов назад, только в виде оптической иллюзии обнаженного тела — коллекции Y/Project, Balmain, Alaïa сезона осень-зима 2022/23 тому подтверждение. Сегодня в «нарисованных» джинсах выступают певицы и танцовщики на сцене: Глен Мартенс одел Бейонсе в кэтсьют из видавшего виды «денима». А Матье Блази сделал костюмы из того же «лукавого» денима для постановки в рамках Венецианской биеннале — на самом деле джинсу имитировал вискозный шелк с фотореалистичным принтом.
«Простота» и «парадокс» — именно так Пьерпаоло Пиччоли, креативный директор Valentino, обозначил кутюрную коллекцию итальянского Дома 2023, показ которой открыла Кайя Гербер в «джинсах» из шелкового газара, расшитого перламутровыми бусинами. Их окрасили в 80 оттенков индиго: все для того, чтобы воспроизвести текстуру денима.
К слову, в этом и заключается сущность trompe l'oeil, в основе которого лежит инверсия — переворачивание с ног на голову/выворачивание наизнанку. Аутентичные предметы одежды с помощью принтов-обманок нарочито демонстрируют изнанку: прямо — например, подкладку одежды (как у Loewe и Acne Studios) или косвенно — например, те «нежелательные» части тела, которые должны скрываться под одеждой «по определению» (как у Moschino и Crutchley). Именно это намеренное противоречие рождает двойственные ощущения. Вот только какие?
Кайя Гербер на показе Valentino Haute Couture зима 2023
Зачастую вещи (материалы) на принтах кажутся более материальными, нежели ткани на которые они нанесены. Эта дезориентация рождает ощущения беспокойства и тревоги. Сбивает с толку и то, что предметы гардероба, «нарисованные» в виде принтов, оказываются откровенно фейковыми. Дизайнеры будто затеяли с нами игру «обмани меня»: вспомните, сколько раз вы недоверчиво разглядывали вещи из новых коллекций?
Только вот «лжеца» теперь выявляют не по мимике, речи и жестам, а по одежде. И тут в голове автоматически всплывает мысль: эпоху модных обманов не миновать, а значит хорошо бы запастись не только соответствующей амуницией, но и навыками.
Хорошая новость в том, что принты-обманки пробуждают совершенно противоположные чувства. Незавершенные, скорее наивные, а порой заношенные, будто искусственно состаренные — вещи в виде принтов заставляют нас ностальгировать. Как результат — мы с удовольствием погружаемся в детское эго-состояние и примеряем весьма инфантильные образы. Например, платье с нарисованным нижним бельем из коллаборации Jean Paul Gaultier by Glenn Martens или из коллекции Marco Rambaldi осень-зима 2024/25. Все это может быть расценено как попытка увидеть альтернативную картину мира (хотя бы временно) – устойчивую, беспечную, наполненную самоиронией.
Jean Paul Gaultier by Glenn Martens
ШИК ПОЛОСАТЫЙ: пижамные, моряцкие, пляжные и клоунские полоски
Помните пижаму The Blueprint Х Ívolga? Констатируем: этим летом дизайнеры показали ночные рубашки и сорочки, только в полоску — показы Marni, Louis Vuitton и Sunnei тому пример. Вообще, вплоть до второй промышленной революции (конец XIX века) одежда, соприкасающаяся с телом, могла быть или белой, или неокрашенной: краски считались чем-то потенциально нечистым.
К слову, белые сорочки дизайнеры тоже не игнорируют: они были на показах Chloe и Issey Miyake. Полоски же — промежуточный этап между гигиеническим белым и ярким насыщенным цветом — позволили освободиться от засилья небеленых тканей. Сегодня полосатые пижамы (впрочем, как и любые другие) скорее призваны сохранять наше тело в чистоте и защищать его от внешних воздействий.
Chloe весна-лето 2024
Морскую полоску нам показали Dries Van Noten (ассиметричная бело-синяя рубашка), Bottega Veneta (красно-белое платье-водолазка) и Issey Miyake (облегающие костюмы с помощью градиента покрыли синие, красные и белые полоски). Вообще, в морском деле сочетание красного и синего цветов с белым выполняет сигнальную функцию: матросам важно видеть друг друга при любых обстоятельствах.
Сразу вспоминаем мужскую коллекцию Жан-Поля Готье «Toy Boy» 1983, в которой впервые появилась матросская полоска. К слову, Готье навсегда связал тельняшку со своим именем: далее мы увидим ее на флаконе в форме мужского торса аромата Le Male. Затем в летней коллекции Haute Couture 2000 года: тогда дизайнер показал платье Lascar в черно-белую полоску, низ которого был отделан бахромой.
В изображениях приморских городов художника Эжена Будена 1850-1860-х гг. полоски фигурируют везде: на тканых покрытиях тентов и пляжных стульев, купальных костюмах, дамских платьях и зонтиках молодых барышень. И сочетание белых и аквамариновых полосок — символа лета и моря — показал нам Дрис ван Нотен: полосатые рубашки, купальные лифы и пляжные платья вызывают именно «морские» ассоциации.
Вообще, отдых не ограничивается пляжным лежаком и морскими ваннами: все-таки занятия спортом и укрепление здоровья никто не отменял. Поэтому пляжные полоски связаны и с ЗОЖ: полосатые спортивные костюмы были замечены у Kiko Kostadinov.
Kiko Kostadinov весна-лето 2024
Цирковые интерпретации полосок мы встретили на показе Louis Vuitton. В этот раз Николя Жескьер выступил в роли скомороха: воротники гофре, блузы с рукавами-буфами и подтяжки, которые натягивали до ушей бело-голубые брюки, недвусмысленно напоминают одеяния клоунов и всех, кто занят развлечением публики. К слову, брюки напоминают огромные подштанники в бело-голубую полоску Обеликса, товарища Астерикса из одноименного комикса.
А на показах Latimmier и Bottega Veneta особое внимание привлекала бахрома: разорванные рубашка и брюки Эрвина Латимье и отрезы ткани вместо юбок Матье Блази и создавали «полосатый» эффект. От клоунских костюмов в полоску становится весело и сладко, как от карамелек «берлинго», на которые, кстати, были похожи цирковые дуэт «розово-белая юбка и укороченная рубашка», платье и шапочка для ванны в придачу Patou.