Фильм «Пианист» появился в прокате больше двадцати лет назад и стал «феноменом». На Каннском кинофестивале в 2002 году картина получила Золотую пальмовую ветвь. А премия «Оскар» присвоила фильму три статуэтки в 2003 году.
Разберемся, почему фильм стал культовым и стоит ли его посмотреть.
«Сатирикон» Феллини: гениальное кино или провокация?
Вышедшая на большой экран в 60-х годах 20-го века картина произвела настоящий фурор. Разбираемся, чем она интересна сейчас
Читать далее
О ЧЕМ ФИЛЬМ?
Пианист Владислав Шпильман живет в Варшаве со своей семьей, там он и застает вторжение немецких войск. И если в начале его семья воодушевлена поддержкой других европейских держав, то вскоре они сталкиваются с суровой реальностью. Их ожидают унижения, отличительные повязки и концлагеря…
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
«ФИШКИ» ФИЛЬМА
1. ГЕТТО ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
В основе сюжета лежит история реального человека, известного польского пианиста и композитора Владислава Шпильмана. Его мемуары под названием «Гибель города» получили мировое признание, хотя и не сразу. Атмосфера Варшавского гетто — где воздух пропитан страхом, где одни дерутся за ломоть хлеба с земли, а другие переступают через груды тел — передана с помощью деталей, которые заметит даже невнимательный зритель.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
Это связано не только с мемуарами Шпильмана, на которые опирались создатели фильма, но и с реальной историей режиссера. Роман Полански провел детство в оккупированной Польше. И про этот горький «опыт» он «рассказал» в кино.2. СТАРЫЕ УЛИЦЫФильм снимали в Германии и Польше. Работа проходила не только на киностудии «Бабельсберг», но и в заброшенном больничном корпусе в Белице и военном городке в Ютеборге. Большинство уличных сцен снимали в районах, где сохранились исторические здания. Например, в конце фильма мы видим руины, которые вовсе не были декорациями. Это чудом сохранившиеся заброшенные казармы Красной армии в Ютеборге.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯИнтерьер квартир и заведений, а также одежда, прически и нюансы внешнего вида персонажей переданы с исторической точностью. Также образы главного героя отражают его внутренние изменения. В начале фильма Владислав «одет с иголочки»: идеально сшитые костюмы, светлые рубашки и педантично завязанный галстук.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
Но когда в Варшаве укоренился новый режим, рубашки и запонки сменили робы, грязные пиджаки, потертые штаны. Герой словно меркнет с увядающей жизнью, он одет в невзрачные, блеклые образы, через которые зритель чувствует его подавленность и смирение.
В эпизоде, где жителей гетто сажают на товарные поезда, которые едут в концентрационные лагеря, герой одет в черные брюки, потрепанную полосатую рубашку и пиджак. Они явно не подходят ему по размеру. Мы видим, как не только морально, но и физически изменился главный герой. Он похудел и осунулся, от прежнего Владислава почти ничего не осталось. А следующая сцена, где он в слезах идет по пустому, полуразрушенному гетто, «разбивает» все надежды увидеть его прежнего.
Кадр из фильма «Пианист» (2003) / © R.P. Productions, Heritage Films, Studio Babelsberg
4. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Главный герой — сломленный пианист, а потому музыка — лучший способ передать его душевное состояние. Саундтреком к фильму выбрали композицию Фредерика Шопена Nocturne in C-Sharp Minor. В 2003 году она выиграла французскую премию Cesar в номинации «Лучшая музыка к фильму». В фильме мы также слышим произведения Бетховена и Баха.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
КАСТ
Отбор был жестким. На роль Владислава Шпильмана пробовались более 1400 актеров, но ни одного из них Полански не видел в качестве главного героя. Роль получил Эдриан Броуди. Он проделал колоссальную работу: вел отшельнический образ жизни, лишил себя благ цивилизации, похудел на 14 кг и старательно учился играть на фортепиано. Свой актерский талант он мастерски проявил в сцене, где его герой играет отрывок из баллады Шопена для немецкого капитана.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
Персонаж садится за рояль скованно, сутулится, держит руки так, словно они в невидимых оковах, а его взгляд испуганно скользит по холодному помещению. Но стоит его пальцам коснуться клавиш, мужчина меняется и передает накопившиеся чувства с помощью музыки.
Мелодия становится бурной, руки героя хаотично перебирают клавиши, а вместо страха на его лице мы видим умиротворение, «освещенное» мягким лунным светом… В этой сцене Эдриан Броуди раскрылся как актер, способный мастерски исполнить многогранного и трагичного персонажа.
Ответственность, которую я почувствовал, играя эту роль, настолько глубока и сильна, что она никогда не покидала меня. И, помимо очевидных карьерных преимуществ и похвалы, она изменила мою жизнь как человека.
Эдриан Броуди
ЧЕГО НЕ ХВАТИЛО?
В фильме практически все экранное время выделено на главного героя Владислава, а его спасителя Вильгельма Хозенфельда мы видим только в конце, нам не показывают его историю. А для настоящего Владислава Шпильмана дружба была очень важна, даже в послевоенные годы он искал немецкого солдата.
Кадр из фильма «Пианист» (2003)
СТОИТ ЛИ СМОТРЕТЬ?
В фильме мы видим поломанные судьбы, несправедливость и отчаяние. Но даже в такой период есть луч надежды, за которым из последних сил бежит главный герой.
Как жить, если за тобой — только смерть? Как из смерти черпать силы для жизни?
говорил Владислав Шпильман