В конце лета аналитическое агентство RAEX традиционно публикует рейтинг лучших российских школ. В этот раз исследование оказалось действительно интересным: аналитики рассмотрели школы из 85 регионов и смогли не только вывести лучшие, но и узнать о современных трендах в образовании. Что это за тренды — рассказывает руководитель направлений рейтингов агентства RAEX Дмитрий Ходырев.
В ТОПЕ ЭЛИТНЫЕ ШКОЛЫ
В этот раз результаты исследования оказались действительно интересными. Хотя бы потому что в списке впервые поменялся лидер: Физтех-Лицей им. П.Л.Капицы из Долгопрудного обогнал СУНЦ МГУ. В этом году в Физтехе значительно выросло число поступивших в топовые вузы олимпиадников: только за один год таких ребят в школе стало практически на 11% больше.
Это уже становится тенденцией современного образования: учителя не просто тренируют старшеклассников на нарешивание тестов ЕГЭ, а доводят до уровня, когда дети искренне интересуются предметом, знают, кем они будут в будущем и учатся добиваться целей.
Хотя, конечно, рейтинг не отражает состояние школьного образования в целом. В топ, как правило, попадают «элитные» школы, причем даже в регионах: исследователи выделяют в них лицеи или школы при вузах. И не удивительно, что после обучения там дети с легкостью поступают в рейтинговые вузы.
Во-первых, сами ученики здесь мотивированы: только для того, чтобы попасть в класс профильной школы, ученики сдают вступительные испытания, готовят портфолио, приходят с отличным дневником или аттестатом.
Во-вторых, педагоги здесь не всегда привязываются к классическим программам, им разрешено использовать новые методы для объяснения предметов, да и школы эти оснащены куда лучше региональных или даже сельских, где порой на класс выделен только один компьютер.
Но все же с каждым годом таких школ открывается больше. И если еще 10 лет назад их изредка можно было встретить только в Москве, сейчас учебные заведения открываются даже в маленьких городах.
Наши рейтинги отражают рост числа «нетиповых» школ все последние годы. Каждый год открываются новые и новые школы при вузах по всей России, создаются образовательные центры-интернаты для одаренных детей. С одной стороны, в таких школах должно быть более качественное образование благодаря материальной базе, лучшим кадрам. С другой стороны, в такие заведения переходят талантливые ученики из других школ, в результате чего в покинутых ими заведениях понижается средний уровень учеников.
Дмитрий Ходырев, руководитель направления рейтингов школ агентства RAEX
Итак, какие школы стали лучшими в этом году?
ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ДОСТУПНЕЕ
В этом году только три московских школы попали в верхние строчки топа. И это не случайность: по словам экспертов, столичные школы все чаще «догоняют» или даже «перегоняют» регионы. И если еще в 2024 году практически половина (45%) рейтинга принадлежала Москве, то в этом году таких школ всего 29%.
То же происходит и с Петербургскими учебными заведениями. В этом году в топ-100 вошло всего 11 школ Северной столицы, а президентский физико-математический лицей №239 опустился ниже школы из Тюмени. Причина упадка проста — Петербургские школьники набрали меньше баллов ЕГЭ. Значит ли, что их стали учить хуже? Вряд ли. Скорее свой уровень подтянули регионы.
Наше исследование ежегодно фиксирует поступление в лучшие вузы России, включая МГУ, Бауманку, СПбГУ, НИУ ВШЭ и другие, десятков тысяч выпускников из небольших городов, сел, поселков и станиц. Наши региональные рейтинги по конкурентоспособности выпускников (в этих рейтингах у крупных школ нет преимущества перед небольшими только из-за размера) отлично отражают этот факт: в топ по своему региону вошло значительное количество школ из небольших населённых пунктов, некоторые из учебных заведений даже вошли в тройку призеров, обогнав школы региональных центров. К таким относятся, например, средняя школа №1 г. Окуловка Новгородской области, гимназия № 1 города Полярные Зори в Мурманской области или школа с УИОП поселка Копьево республики Хакасия.
Дмитрий Ходырев, руководитель направления рейтингов школ агентства RAEX
ШКОЛЬНИКОВ УЧАТ ПРОФЕССИЯМ. КАКИМ?
Как говорит Дмитрий Ходырев, самая явная тенденция, которая сейчас ясно наметилась в образовании — стремление к ранней специализации.
Уже в средней школе хорошо бы определиться, кто ты – юрист, конструктор или химик. Соответственно, пойти в школу с углубленным изучением предмета или в СУНЦ при вузе.
Дмитрий Ходырев, руководитель направления рейтингов школ агентства RAEX
И возможность получить специализацию есть сейчас и в регионах. Правда, пока что это доступно не да всех и не на всех специальностях. Чаще всего в топовые вузы поступали школьники, обучавшиеся в предпрофессиональных классах по четырем направлениям: «экономика и управление», «технические, естественно-научные направления и точные науки», «социальные и гуманитарные направления» и «медицина».
Как выяснилось, экономике лучше всего обучают в школах при вузах (Лицей Финансового университета, Экономический лицей РЭУ им. Г.В. Плеханова, Лицей Президентской академии РАНХиГС, Лицей НИУ ВШЭ). При этом в простых школах экономическое направление практически не развито, ученики могут поступить только в частные школы с достаточно высокой стоимостью обучения. В некоторых частных школах Москвы стоимость обучения доходит до 185 000 рублей в месяц.
Похожая ситуация и в гуманитарном направлении, где треть мест занимают частники. В регионах таких школ тоже практически не открывают: всего 39 центров из 100 находятся за пределами Петербурга и Москвы.
Чего не скажешь про техническое направление, в котором практически все школьники поступают после государственных школ. Более того — в первой десятки рейтинга все вузы кроме одного обучают студентов именно по техническим специальностям. Но это тоже легко объясняется внешними факторами: бюджетных мест на технических специальностях значительно больше, а средний балл, с которым поступают выпускники, в отличие от гуманитарных и экономических направлений, достаточно небольшой.
Проще же всего в регионах учиться на медиков: в отличие от прошлых направлений, здесь больше 70% школ расположены за пределами столиц, а некоторые из лицеев вовсе стоят в небольших поселениях.
Но есть и хорошие новости: таких школ и в столицах, и в регионах становится больше. И, как говорит Дмитрий Ходырев, систему нужно поставить на поток, внедрить и в общеобразовательные школы. Другой вопрос — будет ли это работать, если станет доступно каждому?