Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

ЕГЭ-2022интересные фактырейтингНа практику — в ПУ!образованиеВостребованныеВаши историиЕГЭ-2024ЕГЭ 2018личный опытновости кинонеделижурфакКак сдать ЕГЭподготовка к ОГЭмузыкакиноувлеченияхоббиолимпиадыЕГЭ 2024исследованиеТеатрЧто почитатьисторияотношенияподросткиКем бытьжурналистикакаталог сочиненийНовостиРособрнадзорКуда сходитьвузыкак прошли ЕГЭ-2018советыспортитоговое сочинениеСПбГУискусствочто посмотретьподготовка к ЕГЭразвлечениярусский языкОГЭНовый годшколаэкзаменыСпецпроектыфестивальволонтерствопутешествияинтервьюприемная кампания 2024работаКонцерткуда поступатьПоступление 2024Книжная полка ПУсаморазвитиевопрос-ответкультурарейтинг вузовМГУУчительсоветы психологалайфхакикарантинлайфхакиВУЗлитературакнигианглийский языкопроспрофессииКаталог вузовПсихологияна практику — в ПУ!лицензияпрофориентация75 лет ПобедыДевятиклассникамстудентамолимпиадаСочинениеподготовка к экзаменампоступлениекиносуббота с ПУродителиМинистерство образованияЛучшее на СтенеКаталог профессийрецензия
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Рождение легенды: в чем секреты первых культовых фильмов?

6 минут

Спецпроект «Гайд начинающего киномана» открывает Екатерина Волгина, г. Смоленск

Помните момент, когда мы первый раз с восторгом смотрели «Гарри Поттера», как одна только картинка заставляла поверить, что волшебство действительно существует? Или как наворачивались слёзы от кадров бедного Хатико, верно ждущего хозяина? Эти фильмы мы воспринимаем как маркеры хорошего кинематографа. Но можно ли ограничиваться только ими?

Предлагаю «прогуляться» по истории и вспомнить, как зарождалось киноискусство. Конечно, первые фильмы были совсем непохожи на современные блокбастеры. Но какими же они были?
«Собиратель душ»: громкая реклама или самый страшный фильм десятилетия?
Разбираемся, стоит ли смотреть кинокартину 2024 года с Николасом Кейджем в главной роли
Читать далее

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?


28 декабря 1895 года братья Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер провели первый публичный кинопоказ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Это настолько удивило людей, что зрители выбегали из залов, боясь реалистичности происходящего на экране. И сколько бы ни говорили, что это даже фильмом назвать сложно, считается, что именно с этого показа началось кинопроизводство. 

Через время таких работ становилось больше: «Выход рабочих с фабрики» и «Политый поливальщик». Отдаленно они могут напомнить документальное кино или комедию. Тогда этих жанров еще не было, но первые маркеры уже появлялись.
1726148906.png
Сначала в фильмах не было диалогов, были лишь интертитры, в которых многое не напишешь. «Творцы» киноискусства полагались исключительно на образы, мимику и выразительную музыку, чтобы передать сюжет и эмоции. Этим и ценны первые фильмы: каждый кадр здесь имеет огромное значение, передает глубокий смысл.

В ЧЕМ ЗАСЛУГА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА?


Один из значимых людей в истории немого кино — Чарли Чаплин. Он разработал самый узнаваемый образ — Бродяга в котелке. В основном мужчина работал с комедией, правда, далекой от современного жанра.  
Чаплин экспериментировал со структурой повествования, визуальными эффектами, создавал неожиданные переходы, искусно играл с ожиданиями зрителей. 

Например, комедийные сцены, которые неожиданно перерастали в трогательные или серьезные «моменты», делали его фильмы «многослойными» и запоминающимися. 

Он первым продемонстрировал не само действие, а реакцию персонажа на него. А через собственную музыку добавлял фильмам именно то настроение, которое он задумал («Новые времена», «Великий диктатор», «Месье Верду», «Король в Нью-Йорке»). Чарли Чаплин был одним из первых кинематографистов, кто создал студию, чтобы контролировать процесс создания фильмов. А в 1972 году получил за это Оскар.
1726148907.jpg
Его первая режиссерская картина «Малыш» рассказывает о ребенке, которого находит Бродяга. Их приключения (бегство от полиции, драки с местными хулиганами, полуголодное существование) переданы почти без титров. И хотя шутки и образы веселят, сам фильм оставляют горькое послевкусие от мысли о том, насколько беден и несправедлив мир. В этом и заключается фишка работ Чаплина.
1726148908.jpg

ПЕРВЫЙ БЛОКБАСТЕР


В 1915 году выходит первый блокбастер — «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита. Фильм сразу же стал одним из самых спорных произведений своего времени. Все потому что картина буквально порождает рассовую ненависть: афроамериканцы здесь показаны исключительно в плохом свете, они прославляют террористическую организацию Ку-клукс Клан. 

Но даже при всем этом, картина получилась достойной: параллельный монтаж (фильм состоит из 1544 кадров), крупные планы и разнообразие ракурсов для съемки. Кроме того, режиссер ввел элементы крупных сцен с массовкой и показал, что кино может быть не только развлекательным, но и масштабным искусством с сюжетом, своей эмоциональной нагрузкой. Благодаря таким новшествам художественное кино и стало развиваться. 
1726148909.jpg

ПЕРВАЯ ФАНТАСТИКА


Фильм «Метрополис», созданный Фрицем Ланком в 1927 году, считается одним из «основоположников» жанра научной фантастики.

По сюжету гигантский город разделен на два класса: богатые живут в роскоши, а рабочие страдают в подземельях. Фредер Эрнст, сын правителя, влюбляется в «рабочую» девушку Марию и осознает насколько несправедливо общество. 

«Метрополис» — один из первых фильмов со сложными спецэффектами и декорациями. В нем сочетаются модельная съемка, анимация, элементы арт-деко и киноэкспрессионизма. Благодаря этому рисуется будущее. Конечно, на реальную картинку это вряд ли похоже, но люди из прошлого беспрекословно верили, что будущее выглядит именно так.
«Бэтмен» Тима Бертона, «Матрица», «Бегущий по лезвию», «Звёздные войны» и многие другие фильмы вышли из «Метрополиса»
«Бэтмен» Тима Бертона, «Матрица», «Бегущий по лезвию», «Звёздные войны» и многие другие фильмы вышли из «Метрополиса»

ЭФФЕКТ КУЛИШОВА


Эффект Кулишова — это психолого-киноведческое явление, которое впервые продемонстрировал советский режиссер Лев Кулишов в начале 1920-х годов. Он показывает, как зрители воспринимают эмоции персонажа. Оказывается, здесь тоже не все так просто.

Часто эмоции меняются в зависимости от того, что показывается рядом. Это доказывает, что содержание следующего кадра может кардинально изменить восприятие предыдущего.

Эффект Кулишова помог лучше изучить монтаж и эмоциональное восприятие в кинематографе, а режиссеры используют его до сих пор.
1726152266.png

НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО?


Другой советский режиссер Сергей Эйзенштейн по-особенному строил пространство в кино. Он использовал монтаж не только для соединения кадров, но и для передачи мысли, создания настроения. 

Например, в фильме «Броненосец Потемкин» резкая смена кадров на лестнице создает напряжение и ускоряет темп. Сначала мы видим бегущую толпу, падающего человека, затем — солдат, подгоняющих людей. 

Интересно, что фильм снят на броненосце «Двенадцать апостолов», внутренние сцены — на крейсере «Коминтерн», а сцены в открытом море взяты из документальной хроники. Этот эффект уже плотно засел и в современном кинематографе. 

Например, в «Титанике» Леонардо Ди Каприо не рисовал героиню Кейт Уинслет, но на экране мы видим, как его герой Джек Доусон что-то рисует.
1726152267.webp

КАК ПОЯВИЛСЯ ЗВУК?


Одним из важнейших событий в истории кино стало появление первого звукового фильма «Певец джаза». Фильм, снятый в 1927 году, открыл новую «эру» кинематографа, позволив зрителям услышать голос актеров и насладиться музыкой. 

Сначала появлению звука противились, но постепенно о немом кино стали забывать. Так ушла эпоха фильмов без слов и диалогов, уступив место новым творцам.
Спецпроект «Гайд начинающего киномана» открывает Екатерина Волгина, г. Смоленск


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru