Пять лет назад в Соборе Парижской Богоматери начался пожар. Выяснилось, что горит крыша Нотр-Дама-Де-Пари. Спустя время она быстро рухнула, тогда же в СМИ объявили: есть угроза полного обрушения.
Пожарным потребовалось 14 часов, чтобы потушить пожар. Но что интересно — когда все закончилось, жители Парижа даже не знали, почему, собственно, произошло возгорание. И что более удивительно, причины они не знают до сих пор.
По информации Интерфакс, Собор Парижской Богоматери — второй символ Франции и Парижа — будет открыт в декабре 2024 года. В честь этого давайте вспомним, каким его отразил один из великих французских писателей Виктор Мари Гюго в одном из известных и обсуждаемых мировых романов «Собор Парижской Богоматери».
Фото: источник Интернета
Идеал современной сказки: стоит ли читать «Книжную лавку грез» Со Сорим?
В новом выпуске «Книжной полки ПУ» рассмотрим волшебный роман корейского автора с ноткой романтики и атмосферой библиотеки
Читать далее
Борец за просвещение и свободу слова
Виктор Мари Гюго известен как создатель культовых произведений романтизма. Среди них: «Собор Парижской Богоматери» и «Человек, который смеется». Позже его Квазимодо и Эсмеральда появились в мультфильме Disney «Горбун из Нотр-Дама».
Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Своё детство он провел в путешествиях из-за службы отца, Жозефа Леопольда Гюго — генерала наполеоновской армии. Это время оставило глубокий отпечаток на душе ребенка. Впрочем, как и другое обстоятельство — развод родителей, который обрушился на мальчика, когда тому исполнилось 11 лет.
В 1814 году Виктор Гюго учился в Лицее Людовика Великого. Там он начинает работу над первыми произведениями. Из-под пера рождаются неопубликованные трагедии, первую он посвящает матери.
Лицей, который посещал маленький Виктор / Фото — открытые источники Интернета
На литературном поприще юноша быстро достигает успеха. Он выигрывает литературные конкурсы и пишет сатиру «Телеграф». Именно тогда Гюго начинают признавать читатели и критики.
Жизнь Виктора шла в гору: на протяжении 13 лет он ставит пьесы в театре, а в 1845 году получает пэрство. В палате пэров он яро отстаивает авторские права, защищает интересы Польши и требует отмену смертной казни. Такие заявления были не то, чтобы в новинку для французов 19 века, — они были резонансными.
Никто не следит за поступками других так ревниво, как те, кого эти поступки касаются меньше всего.
из романа «Отверженные»
В 1848 году Виктор Мари Гюго основал антирадикальную газету L'Événement. Там он защищал свободу печати и противился пересмотру конституции. Дело дошло до того, что в 1851 году писатель даже стал противиться государственному перевороту и вскоре сбежал в Бельгию.
Гюго вернулся во Францию только в 1870 году. Тогда его избрали в национальное собрание, но очень скоро он из него вышел: писатель не был согласен с правилами, которые предлагали чиновники.
Виктор Гюго скончался от пневмонии 22 мая 1885 году. Общество настолько любило и восхищалось писателем, что церемония его похорон продолжалась 10 дней.
Фото: Fonds photographique Léon et Lévy / Wikipedia
Изменить судьбу Нотр-Дама
«Собор Парижской Богоматери» — это первый в мире исторический роман-эпопея на французском и произведение, ставшее самым ярким представителем романтизма.
Роман сегодня воспринимается как история Эсмеральды и Квазимодо и как описание старого Парижа. Однако тогда, в марте 1831 года, произведение было написано для того, чтобы изменить настроения в обществе.
Дело в том, что Собор Парижской Богоматери хотели снести или перестроить. Гюго же считал, что культурное наследие должно быть сохранено. Именно благодаря французскому писателю жители всего мира до сих пор могут заглядывать Нотр-Дам-Де-Пари, начавший свою историю ещё в 1163 году.
Кто этот горбун и эта цыганка?
Квазимодо рос под присмотром архидиакона Клода Фролла. С детства он был страшен собой: кривой, горбастый и тучный. Свой приют юноша нашел в Соборе Парижской Богоматери. Он стал звонарем, а колокола — его стихией. От громких звуков горбун потерял слух.
Однажды на площади у Нотр-Дама Квазимодо замечает прекрасную цыганку-танцовщицу с белоснежной козочкой. Однако не только его взгляд направлен на танцовщицу. Клод Фролло был также сражен красотой девушки. Именно так начинается разворачивается главная сюжетная линия — история любви между ужасным и прекрасным.
Несмотря на это, главным героем романа по-прежнему остается Нотр-Дам. Гюго описывает его своды, его химер, его колокола и историю. Он запечатлевает Собор таким, каким сегодня мы его не знаем.
Фото: Getty Images
Под пером рождается история
В романе Виктор Мари Гюго не только поднимает вопросы сохранения памятников и истории, но и говорит о недостатках судебной системы. Мы видим не только сюжет, но и размышления великого писателя. Он высказывает мнение о книгопечатании, зодчестве и любви.
Француз показывает Париж XV века: его архитектуру, его нравы и обычаи. Мы узнаем истории, которые кажутся сегодня легендами и, при этом, остаются явью.
Это отражение старой реальности — стиль Виктора Мари Гюго, охватывающем все стороны жизни эпохи. То же самое можно проследить и в его «Человеке, который смеётся», и в «Последнем дне приговоренного к смертной казни».
Экранизация от Disney
21 июня 1996 года Disney выпустил экранизацию культового романа «Горбун из Нотр-Дама». В ней сценаристы внесли ряд изменений, чтобы адаптировать сложный сюжет для маленького зрителя.
Фото: открытый источник Интернета
В прокате мультфильм смог обойти «Русалочку» и «Геркулеса», но все же получил негативные отзывы. Конечно, возмущались именно поклонники Гюго, недовольные огромными изменениями в сюжете.
Была изменена не только концовка романа, но и действующие лица. У героев существенно изменился характер, Клод Фролло стал судьей, а Квазимодо подружился с настоящими горгульями.
Кадр из мультфильма
Почему стоит прочесть?
Виктор Мари Гюго — это не только про литературу. В его романах встречаются многочисленные исторические справки, описания Парижа и размышления. Мы видим не только продуманных героев, таких необычных по мотивам русскому читателю, но и всю эпоху.
Роман подойдет для тех, кто хочет начать знакомство с Гюго и для тех, кто ищет для себя что-то новое в литературе.
«Неполноценный» человек: психологизм Достоевского и удушье Осаму Дадзая
В новом выпуске рубрики «Книжная полка ПУ» впервые книга японского автора. Ольга Чибиряк рассматривает «Исповедь "неполноценного" человека» с точки зрения современности
Читать далее
В новом выпуске «Книжной полки ПУ» поговорим о французской классике — романе «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго