Детство с рюкзаком
Горы... Заснеженные вершины, покатые склоны, покрытые густым лесом. Бурлящие реки, ароматные травы, роса по утрам, запах костра, загадочный туман и путь, проложенный через перевалы и долины. Почему людей манит эта магическая горная природа? В поисках ответов на эти вопросы я окунулась в собственные воспоминания.
Фото передано автором / Светлана Радыгина
Походы я полюбила с детства. Когда родители доставали рюкзак с балкона, я точно знала, что начинается что-то интересное.
23 февраля, 8 марта, 1 мая — все эти праздники с семьей мы отмечали в лесу. Помню походы на Каму, когда переходили речку Сиву в брод. Тогда я полюбила большие рюкзаки и горячий чай с лимоном из термоса (где лимона всегда было больше, чем сахара). Мне нравился запах костра, нравилось спать в палатке и изредка выглядывать из-под тента, чтобы сосчитать звезды.
Мне было двенадцать, когда мы путешествовали по родной Удмуртии целых пять дней. В честь первого длительного похода мне подарили свисток и написали стихотворение — это было посвящение в туристы. Я храню те строки и с теплотой в сердце перечитываю: «Мы много походов желаем пройти».
Первый перевал
В тринадцать лет я наконец-то увидела горы — мы отправились в большой поход на Алтай. Рюкзак на плечах сильно прижимал меня к земле, поэтому в первый же день я так устала, что папе пришлось отпаивать меня чаем с огромным количеством сахара. Зато уже на следующий день мы увидели Белуху — самую высокую точку российской Азии. Я влюбилась в горы окончательно и бесповоротно.
Тогда же на Алтае я впервые покорила перевал. Каратюрек. 3090 метров. Я чувствовала себя в самом сердце природы и, подобно птице, рассматривала живописный пейзаж с вершины мира. На стоянке после перевала папа подарил мне маленький компас и сказал: «Пусть это будет твой первый, но не последний перевал».
«Всё это стало частью меня»
С девятого класса я начала заниматься спортивным туризмом на водных дистанциях в спортклубе «Фрегат». Моя физическая форма оставляла желать лучшего. При беге дыхание сбивалось моментально, да и в планке я всегда дрожала. Что уж говорить про отжимания и подтягивания… Однако шаг за шагом, усилие за усилием я шла к заветной мечте: обрести друзей, с которыми мне по пути (в прямом смысле этого слова). Учиться грести, вязать узлы, тренироваться, слушать походные истории и петь песни под гитару — всё это стало частью меня.
Уже в 2021 году летом меня взяли в поход на реку Иркут 2 и 3 категории сложности. Благодаря тренерам, конечно: они поддерживали, наставляли и не разрешали сдаваться.
Для Ирины Евсениной, старшего тренера и тренера сборной Удмуртской Республики, горы — это умиротворение и эскапизм. Это возможность окунутся в инобытие — не во сне, не за чтением — наяву.
А вот мой знакомый Матвей смотрит на вершины иначе. Для него горы — это испытание. Это проверка на прочность. Это вызов самому себе.
Сбежать в горы от ЕГЭ
А что означают горы для меня? Для меня горы — это место для отдыха, познания себя и своей внутренней силы.
В поход на Оку Саянскую, реку 4 категории сложности, я попала летом после 10 класса. Целый год до этого в голове крутилось одно — ЕГЭ (боже, всё равно придётся упомянуть это слово). Куда поступать? Как жить? Что сдавать? Обычные будни старшеклассника: с душевными подъёмами и спусками, с эмоциональным выгоранием и преодолением себя. Всё это сильно выматывало. С надеждой вырваться из лап этой бесконечной подготовки к экзаменам я все-таки решилась пойти в поход. И ничуть не пожалела.
Ока, со своими горными ущельями, бурлящими порогами очищала сознание, успокаивала, окутывала своей пеленой. Там я ещё больше поняла, как бороться со страхом: в пороге, когда бурлящая вода повсюду, а катамаран качается из стороны в сторону и может перевернуться, нужно смотреть вперёд и не терять хладнокровие. В пороге, в походе ты — часть команды, часть корабля, ты должен держать весло и, как бы не было страшно, помнить, что страха на самом деле не существует. Тогда я рассмотрела, какие внутренние силы запрятаны у меня в душе. И, о Чудо! Я не думала о ЕГЭ.
В одной умной книжке, называвшейся «Как привести дела в порядок?», я вычитала, что наш мозг любит жить завершёнными циклами. Дело должно быть сделано. План выполнен. Но ЕГЭ — это цикл, начинающийся за два года до его окончания (а у кого-то и раньше). Получается, старшеклассники два года живут в состоянии незавершенности, которое постепенно истощает организм. Я замечала за собой, что в 10 и 11 классах каждый день думала о ЕГЭ. Каждый день. Да ещё и не по одному разу.
А в горах цикл завершенности идёт своим чередом. Там день прост и понятен: приготовил завтрак на костре, собрал палатку, привязал рюкзак к катамарану и отправился покорять очередной порог. Вечером разбил лагерь, приготовил ужин и, укутавшись в спальник, сладко заснул. Эта завершенность восстанавливает силы — ты больше не тяготишь себя мыслями о неизвестном будущем, а живёшь только здесь и сейчас.