Более трети выпускников 11-х классов проводят в соцсетях до трех или пяти часов в день, а около 23,8% — и того больше. Однако столько времени старшеклассники находятся в виртуальном мире для того, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. К таким выводам пришли авторы опроса онлайн-школы «Зачетный курс». В нем эксперты выясняли, как именно соцсети влияют на подготовку школьников к ЕГЭ — вредят и помогают. В опросе участвовали 300 человек, с его результатами ознакомились ПУ.
Соцсети VS подготовка к ЕГЭСоцсети VS подготовка к ЕГЭ
Около 36% подростков проводят в соцсетях в среднем от 3 до 5 часов в день, чуть больше человек (37%) — до трех часов в день. Среди опрошенных есть и те, кто не вынимает из рук гаджеты более 5 часов в день — таковыми оказались почти 24% подростков. Максимум час на соцсети тратят лишь единицы.
Изображение предоставлено онлайн-школой «Зачетный курс»
Чем занимаются подростки в соцсетях? Больше половины школьников (53,8%) заявило, что соцсети, как ни странно, мотивируют готовиться к экзаменам. Так, 90,4% старшеклассников отметило, что благодаря соцсетям они находят полезные материалы и ресурсы для подготовки, а 82,5% — теорию, не ограниченную одним учебником. Учиться же в любое время и в любом месте, используя всю полезную информацию соцсетей, — тоже преимущество, которое выделяют большинство ребят.
Тема искусственного интеллекта не обошла опрос стороной: почти 70% считают, что различные чат-боты помогают в подготовке к экзаменам.
Прагматизм школьников объясним: сегодня десятки образовательных сообществ, пабликов и различных онлайн-школ публикуют посты с теорией к экзаменам, подкасты со стобалльникками и видео-разборы заданий экзаменов. Такой контент действительно помогает выпускникам эффективно готовиться, нередко им даже не приходится тратить семейный бюджет на репетиторов,
чьи услуги становятся все дороже.
Цены на услуги репетиторов станут еще выше в 2025 году
Стоимость занятия вырастет на 5-15% — уже сейчас год подготовки к ЕГЭ обходится столичным семьям как год обучения в вузе
Читать далее
Значит ли это, что соцсети всему голова? Отнюдь.
Мотивируют, но отвлекаютМотивируют, но отвлекают
При всей своей пользе, соцсети все-таки подчас отвлекают от подготовки — об этом заявило почти 90%. Из них большинство ребят (85,8%) тратят время на просматривание коротких видео, после чего им труднее сконцентрироваться на подготовке.
Изображение предоставлено онлайн-школой «Зачетный курс»
Авторы опроса также отмечают, что соцсети негативно влияют на здоровый сон выпускников: треть опрошенных отметило, что из-за просмотра лент и постов они позже засыпают.
«Успешный успех» вгоняет в стресс«Успешный успех» вгоняет в стресс
Подготовка к ЕГЭ — это не только про нарешивание заданий, но и про стресс, с которым, как правило, сталкивается более половины выпускников. В этот период как никогда нужна поддержка — ее-то, выяснили авторы, ребята находят в соцсетях. Так, половина заявила, что социальные сети сами по себе мотивируют активнее готовиться. А в другом вопросе 61,7% отметило, что получают психологическую и мотивационную поддержку от преподавателей и кураторов онлайн-занятий, о которых школьники узнают через паблики и сообщества.
В то же время 23% выпускников с этим не согласились. По их мнению, соцсети демотивируют готовиться к экзаменам, потому что такие платформы все больше становятся рассадником «успешного успеха» — речь о блогерах, рассказывающих о легком пути к большим достижениях. Для почти четверти школьников такая демонстрация счастливой жизни сильно бьет по самооценке и повышает градус стресса: они все чаще сомневаются, что смогут сдать экзамены на высокие баллы, поступить в вуз мечты и учиться на бюджете.
Как найти балансКак найти баланс
Авторы опроса отмечают ПУ, что совместимость соцсетей и подготовки к ЕГЭ индивидуальна. «Для одних — это несомненная польза и новые возможности, а для других — источник прокрастинации. Станут соцсети другом или врагом, сможет ли одиннадцатиклассник использовать их с пользой для себя самого — зависит только от него», — отмечает Светлана Шмонина, сооснователь онлайн-школы «Зачетный курс».
В связи с этим авторы дают несколько рекомендаций, как использовать соцсети во благо при подготовке к экзаменам:
1. Свести к минимуму наблюдение за чужой жизнью: «Это не несет для вас практической пользы. Поэтому стоит очистить свои подписки и оставить только нужные и действительно полезные источники».
2. Сформировать собственную «ленту новостей»: «Смотрите больше образовательного контента и подписывайтесь на ценные для подготовки к ЕГЭ источники, — отмечают авторы, — а алгоритмы социальных сетей подстроятся под вас, и будут выдавать актуальный контент».
3. Найти людей с похожими интересами и целями в учебе. Это могут быть блогеры или друзья. Так школьник сможет заручаться поддержкой, а также узнавать о полезных материалах и ресурсах для подготовки.
Ставьте на беззвучный режим устройства или вовсе выходите из мессенджеров и социальных сетей при подготовке, чтобы фокусироваться на материале и не отвлекаться.
авторы опроса онлайн-школы «Зачетный курс»
А что говорят психологи?А что говорят психологи?
Как соцсети влияют на психологическое состояние и как правильно их использовать школьниками, ПУ рассказала психолог, эксперт Еврейского Музея и Центра толерантности Ольга Давыдова.
«Cоцсети — это не зло, а инструмент. Вопрос только в том, кто кого использует: вы их — для общения, вдохновения, самовыражения и полезной информации, или они вас — превращая в уставшего зомби-скроллера, который бездумно листает ленту, сам не понимая, зачем.
Часы в соцсетях перегружают мозг бесконечной обработкой потоков картинок, видео чужих успешных и красивых людей, из-за чего накапливается усталость, тревожность и ощущение, что у всех жизнь интереснее, чем у вас. А еще соцсети хитро управляют дофаминовой системой. Если коротко, то каждое уведомление о лайке — это вспышка удовольствия. Со временем мозгу становится сложнее радоваться вещам, которые не дают мгновенного отклика — учёбе, хобби, спортивным достижениям, общению.
Так что, используя соцсети, придется искать баланс. Если они помогают вам узнавать новое, вдохновляться и поддерживать связь с людьми (а иногда пожаловаться кому-то, что экзамены ужасно волнуют, очень важно) — отлично. Но если вы ловите себя на том, что листаете ленту по инерции, не в состоянии оторваться, пора спросить себя: кто здесь кем управляет?
Чтобы соцсети не вытягивали последние нервы:
Соцсети во время подготовки к экзаменам — это ещё и много социальных обязательств, которые могут перегружать не меньше самой учёбы. Кто-то скидывает мем, кто-то спрашивает: «Ну что, готова? АААА», кто-то обижается, что ты не отвечаешь сразу. Поэтому лучше заранее договориться с друзьями о правилах. Можно сказать:
«Ребят, если я прочитал и не ответил — это не потому, что я вас игнорю, а потому что сейчас в режиме учёбы». Или: «Не ждите мгновенных ответов, пожалуйста, я могу отвечать вечером».
Хороший вариант — договориться об общем «тихом времени», когда никто никого не дёргает. Например, до обеда все учатся, вечером можно созвониться и обсудить темы, а не гонять тревожные: «Как думаешь, будет ли вот это и вот это?». Это помогает и не выпадать из общения и не тонуть в постоянных уведомлениях.
А напоследок — напутствие для тех, кто теряет мотивацию из-за контента успешных блогеров. Помните, соцсети — это не документалка, а трейлер к чужой жизни. Люди редко выкладывают свои провалы, тревоги и бессонные ночи, зато с удовольствием делятся успехами. В результате создаётся иллюзия, что у кого-то всё получилось легко, а у вас — почему-то нет.
Но успех без усилий — это миф. За каждым «я просто попробовал, и сработало» обычно скрываются месяцы, а то и годы проб и ошибок. Поэтому, если такие истории вас демотивируют, попробуйте сменить угол зрения: пусть это будет не повод для самокритики, а доказательство, что успех вообще возможен. А путь к нему у каждого свой — не хуже и не лучше, просто другой.»
«Покорность? Вежливость? Нет. Зумеры выбирают честность»
Честный разговор о поколениях зумеров и миллениалов с психологом, экспертом Еврейского музея и Центра толерантности Ольгой Давыдовой
Читать далее
Фото: Freepik.com
А чем любимые гаджеты мешают — онлайн-школа «Зачетный курс» провела опрос среди 300 человек. Его результаты ПУ обсудили с экспертами