Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
олимпиадаЕГЭ-2022русский языквузысоветы психологаНа практику — в ПУ!экзаменырейтинг вузовродителижурналистикапоступлениекаталог сочиненийподготовка к ЕГЭсоветыпутешествияКолледжиспортКем бытьТеатротношенияподготовка к экзаменамПсихологиячто посмотретькуда поступатьискусствоКнижная полка ПУразвлеченияЧто почитатьПоступление 2024Новый годкиноисследованиеновостиопросМГУновости кинонеделилитератураувлечениякиносуббота с ПУрейтингЛучшее на Стенеработавопрос-ответЕГЭ-2024рецензияпрофессии75 лет ПобедыинтервьюсаморазвитиеОГЭтрендыКаталог профессийволонтерствохоббиинтересные фактыСочинениеДевятиклассникампрофориентацияВУЗисторияшколаподросткиКонцерткультураМинистерство образованияВаши историилайфхакиолимпиадыВостребованныеприемная кампания 2024образованиеКак сдать ЕГЭличный опытбуллингЕГЭ 2024мода и стильРособрнадзоржурфакстудентамКуда сходитькнигилайфхакикарьераитоговое сочинениеСПбГУкарантинподготовка к ОГЭКаталог вузовКорейская волнаУчебана практику — в ПУ!ЕГЭ 2018ЕГЭ-2025фильмы и сериалымузыка
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 12

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 9

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

О чем говорят картинки: читаем популярные комиксы

5 минут

В новом выпуске «Книжной полки» разбираем, как комиксы прошли путь от наскальных рисунков до культовых графических романов

Ольга Чибиряк | 03.04.2025
Просмотры
643

За свою историю комиксы проделали удивительный путь эволюции: от незатейливых карикатур они превратились в настоящие произведения искусства, способные трогать души читателей и менять представление о том, что такое хорошая литература. Одни графические истории взлетели на вершину популярности, породив целые вселенные и покорив большой экран, другие же канули в лету, оставшись лишь в памяти истинных ценителей этого искусства. 

Как возникли комиксы, почему в 50-е годы прошлого столетия на графические романы обрушилась цензура и какие комиксы стоит прочесть — в новом выпуске «Книжной полки».

Как это начиналось: от древности до газетных полосКак это начиналось: от древности до газетных полос


Человечество использовало изображения для передачи смыслов задолго до появления письменности — от пещерных рисунков до египетских иероглифов. В Средние века иллюстрации в религиозных текстах (например, «Библия для бедных») помогали рассказывать истории, а после изобретения печатного станка возникли разные формы иллюстрации: карикатуры, гравюры и другие. 

В эпоху Просвещения художники нередко использовали сатиру и иронию для обличения социальных пороков. Одним из таких стал британский художник Уильям Хогарт — в XVIII веке он создал серии сатирических гравюр («Карьера мота», «Карьера проститутки»), высмеивающих пороки общества.
Уильям Хогарт, серия восьми гравюр «Карьера мота» (1735)
Уильям Хогарт, серия восьми гравюр «Карьера мота» (1735)
Первые шаги к современным комиксам сделал швейцарец Родольф Тёпфер в 1830-х благодаря своим рисованным историям с подписями. А в 1826 году шотландская газета The Glasgow Looking Glass опубликовала серию карикатур «История одного пальто» («The History of a Coat») — один из первых примеров печатных графических историй.  

Но настоящий бум начался в 1895-м, когда в американской New York World появился «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) художника Ричарда Аутколта — первый комикс с речевыми пузырями.
«Жёлтый малыш» (Yellow Kid) художника Ричарда Аутколта, которого называют «отцом комиксов» / New York World, 1895
«Жёлтый малыш» (Yellow Kid) художника Ричарда Аутколта, которого называют «отцом комиксов» / New York World, 1895

Золотой век: от супергероев до пропагандыЗолотой век: от супергероев до пропаганды


К началу XX века комиксы стали неотъемлемой частью газет: читатели смеялись над «Кэтценджеммер Кидс» (1897) и следили за приключениями «Счастливого хулигана» (1900) Фредерика Берр Оппера. В 1930-х появились детективные и фантастические серии: «Спирит» (1940), «Бак Роджерс» (1928), «Флэш Гордон» (1934).  
Комикс «Спирит», выпуск №6, 1946 год / ComicVine
Комикс «Спирит», выпуск №6, 1946 год / ComicVine
Но 1938 год изменил всё — вышел первый номер Action Comics с Суперменом, одним из известных супергероев на сегодня. Этот дебют открыл «Золотой век комиксов», дав миру не только легендарных героев вроде Бэтмена (Detective Comics, 1939) и патриотичного Капитана Америку (Timely Comics, 1941), но и супергероиню — Чудо-женщину (All Star Comics, 1941). 

Этот период заложил основы жанра, превратив комиксы в мощную культурную силу. Так, во время Второй мировой войны они стали средством антифашистской пропаганды: супергерои громили нацистов и даже боролись с самим фюрером.
Комикс «Капитан Америка», выпуск №1. По общим данным вышел за год до вступления США во Вторую мировую войну / CBR

Кризис и возрождение: от цензуры к графическим романамКризис и возрождение: от цензуры к графическим романам


С 1938 до середины 1940-х комиксы переживали бум — тиражи супергеройских историй доходили до 1,5 миллиона в месяц. Но после Второй мировой интерес к ним стал падать: люди всё больше увлекались телевидением и другими жанрами литературы. 

В это же время американский психиатр Фредерик Вертхэм начал свою кампанию против комиксов. В 1954 году он выпустил книгу «Соблазнение невинных», в которой обвинил комиксы в совращении молодых читателей, провоцировании насилия и романтизации преступников. Книга вызвала всплеск истерии в американском обществе, и в том же году Ассоциация издателей журналов комиксов приняла Кодекс Комиксов. Новый свод правил запрещал иллюстрацию насилия, критику власти и церкви, использования таких слов, как «ужас» и «террор». 
«Соблазнение невинных» или «Совращение невинных» — книга-манифест против комиксов Фредерика Вертхэма / открытый источник Интернета
«Соблазнение невинных» или «Совращение невинных» — книга-манифест против комиксов Фредерика Вертхэма / открытый источник Интернета
И хотя цензура ограничила творческую свободу художников — многим пришлось адаптироваться — она же способствовала развитию супергероики, самого популярного жанра комиксов. 

В 70-е правила Кодекса смягчили: с тех пор на страницы комиксов вернулись злодеи, появились более сложные истории. Такими стали, например, «Возвращение Темного рыцаря» и «Сорвиголова: Рожденный заново» (Фрэнк Миллер, 1986), «Маус» (Арт Шпигельман, 1972).
«Бэтмен. Возвращение Темного рыцаря», выпуск №1, 1986 / en.wikipedia.org
«Бэтмен. Возвращение Темного рыцаря», выпуск №1, 1986 / en.wikipedia.org

А что в России?А что в России?


По словам куратора Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге Сергея Карандеева изданию 78.ru, расцвет комикс-культуры в России пришелся на 2014-2015 годы: «Вокруг стало действительно много комиксов, издательств и много кто в эту тему включился», — ранее отметил он. 

Так оно и есть: одним из успешный проектов индустрии стал «Майор Гром» (2012-2016) — теперь это не только известная серия комиксов, но и франшиза экранизаций. 
Обложка книги «Майор Гром. Том 1. Чумной Доктор. Часть 1» / Bubble
Обложка книги «Майор Гром. Том 1. Чумной Доктор. Часть 1» / Bubble
Несмотря на то, что пандемия 2020 года нанесла удар по российскому рынку комиксов, к 2022-2023 годам он начал восстанавливаться. А в 2023-м году на фоне падения продаж Marvel одно из крупнейших отечественных издательств «Эксмо» заявило, что запускает отдельную редакцию по работе с российскими авторами комиксов, передавал РБК. 

На тот момент, по оценкам компании, доля комиксов на отечественном книжном рынке занимала всего 6,5% — при этом интерес россиян, в том числе молодежи к этой нише растет. 
Какие комиксы, помимо «Майор Грома», популярны в России / информация взята с сайта Читай-города

Знаковые комиксы, изменившие историю жанраЗнаковые комиксы, изменившие историю жанра


1. «Маус: Рассказ выжившего» (Maus: A Survivor’s Tale, 12+), 1972-1991

Арт Шпигельман создал комикс, основанный на реальных событиях — истории своего отца, пережившего Холокост: Освенцим, «марш смерти» на Дахау и гетто. Графический роман издавался почти два десятилетия: с 1972 по 1991 год.

Уникальность этого комикса в том, что вместо людей автор изобразил животных. Евреев он представил в виде мышей, а немцев — в виде кошек. Графический роман Шпигельмана стал первым комиксом, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 году. 

«Маус: Рассказ выжившего», 1972, произведение Арта Шпигельмана получило Пулитцеровскую премию / Pinterest
«Маус: Рассказ выжившего», 1972, произведение Арта Шпигельмана получило Пулитцеровскую премию / Pinterest
2. «Люди Икс» (X-Men, 16+), с 1963 г. 

В 1963 году легендарный дуэт Стэна ли и Джека Керби выпустили первый номер супергеройского комикса, поднимающего социальные проблемы общества. Сюжет истории развивается на фоне роста общественных настроений против мутантов — более сильных и развитых существ, возникших на Земле.

Чтобы спасти популяцию, профессор Ксавьер создает убежище для мутантов, где учит их использовать свои силы во благо. Однако некоторые из существ выбирают иной путь; чтобы спасти мир от разрушений, ученый собирает пятерку супергероев-мутантов — тех самых «Людей Икс».

В девяностые годы комикс стали экранизировать: вначале на телеэкраны вышел одноименный мультсериал (1992-1997), а в 1996 году на телеэкраны вышел пилотный эпизод «Поколение Икс» — он так и не вышел в сериал. Зато в 2000-м состоялась премьера блокбастера «Люди Икс» с Хью Джекманом. 
«Люди Икс», Том 1, 1963 год / marvel.fandom.ru
«Люди Икс», Том 1, 1963 год / marvel.fandom.ru
3. «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead, 18+), 2003-2019

Серия графических романов Роберта Рикмана, состоящая из 193 выпусков, не столько перевернула жанр зомби-хоррора, сколько доказала, что комиксы могут быть серьезным искусством, затрагивающим сложные социальные и философские темы. 

Сюжет разворачивается в постапокалиптическом мире, где главный герой по имени Рик Граймс и группа людей пытаются выжить в условиях эпидемии зомби. История затрагивает вопросы противостояния человеческой природы и социальных связей, инстинктов и правил, зла и добра. 

Медиаэкспансия комикса не заставила себя долго ждать: в 2010 году по мотивам комикса вышел одноименный сериал, по «Ходячим мертвецам» были созданы видеоигры и выпущены книги. 
«Ходячие мертвецы», выпуск №56 / wikipedia.org
«Ходячие мертвецы», выпуск №56 / wikipedia.org
О волшебстве говорим вечно: читаем серию о мифах от Бомборы
В новом выпуске «Книжной полки ПУ» рассматриваем серию «Мифы мира. Самые сказочные истории человечества» — разбор Ольги Чибиряк, СПбГУП
Читать далее
Фото: Unsplash.com
В новом выпуске «Книжной полки» разбираем, как комиксы прошли путь от наскальных рисунков до культовых графических романов


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru