Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
поступлениевопрос-ответпрофессииВУЗна практику — в ПУ!ЕГЭ-2025развлеченияЕГЭ 2018Министерство образованиякультураолимпиадаРособрнадзорработаКнижная полка ПУподготовка к ЕГЭкиноЧто почитатьКуда сходитьПсихологияподросткилайфхакиСочинениеподготовка к ОГЭискусствоОГЭЕГЭ-2024каталог сочиненийсоветы психологаличный опытэкзаменыВостребованныеприемная кампания 2024куда поступатьувлечениямода и стильстудентамрейтинг вузовКаталог вузовкнигижурфакКонцерткарантинотношениялитературасаморазвитиерейтингКем бытьКак сдать ЕГЭрусский языколимпиадыВаши историижурналистикаКаталог профессийбуллингДевятиклассникам75 лет ПобедыКорейская волнановостилайфхакиНа практику — в ПУ!исследованиеопросродителиСПбГУчто посмотретьМГУЕГЭ 2024хоббифильмы и сериалыкарьераСанкт-Петербургподготовка к экзаменамсоветыКолледжиитоговое сочинениеинтересные фактымузыкатрендыисторияобразованиевузыНовый годЛучшее на Стенешколапрофориентацияновости кинонеделиинтервьюрецензияспортТеатрЕГЭ-2022волонтерствопутешествияПоступление 2024Компьютерные игры
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов

«Все работы — это его дети»: как прошла выставка художника-авангардиста Бориса Кошелохова?

4 минуты

Репортаж Миланы Буровой с открытой выставки, которая проходит в Санкт-Петербурге

Милана Бурова | 03.05.2025
Просмотры
543

Бесплатная выставка «Титан» Музея современных искусств имени Дягилева проходила с 4 по 30 апреля 2025 года. Экспозиция состояла из картин Бориса Кошелохова — главного голоса петербургского андеграунда. 

На выставке впервые были представлены последние работы художника. Как удалось спасти эти картины и каким было последнее слово творца — в репортаже Миланы Буровой.

Увидеть и удивитьсяУвидеть и удивиться


Стоило переступить порог выставочного зала в знаменитом здании Двенадцати коллегий СПбГУ, как воздух словно начинает вибрировать. Классические своды старинного университета сегодня принимают гостя необычного — бунтарский дух ленинградского андеграунда в лице Бориса Кошелохова.

Выставка «Титан» — дань уважения Музея современных искусств имени Дягилева к творчеству художника, его вкладу в неофициальное искусство Ленинграда. Борис Николаевич Кошелохов — знаковая фигура ленинградского андеграунда, живописец и скульптор, известный своим ярким, экспрессивным стилем.

Прежде чем посвятить себя искусству, Кошелохов сменил множество профессий, успел поработать санитаром, водителем и электриком, даже участвовал в геологических экспедициях. Этот разнообразный жизненный опыт, наряду с увлечением философией экзистенциализма, оказал глубокое влияние на его творчество. «Каждый человек — художник, а художник не обязательно должен уметь что-то на чем-то пачкать; увидеть — главное, и удивиться», — говорил Кошелохов, начавший свой творческий путь только в 32 года.

Борис Кошелохов работал в стиле, который сам называл «предельным экспрессионизмом». Для него были важны цвет и фактура: художник часто использовал масло, работал пастозно, создавая объемные, рельефные мазки. Кошелохова вдохновлял экзистенциализм и сам процесс поиска «единства мысли и чувства». Художник не стремился изображать конкретные сюжеты. Его работы — это скорее визуализация внутренней энергии, эмоций и философских размышлений, которыми он делится со зрителем.

Единство мысли и чувстваЕдинство мысли и чувства 


Особый трепет вызывают работы 2015–2016 годов. Эти картины относятся к позднему периоду творчества художника и, по словам куратора, ранее не выставлялись. Сын художника упоминал, что работы были спасены — вероятно, речь идет о потопе в бывшей мастерской художника. За этими полотнами — история спасения, о которой сын Бориса Николаевича говорит коротко, но емко: «Большим трудом». Стоишь перед этими картинами, спасенными из мастерской уже после ухода Мастера, и чувствуешь себя свидетелем чуда. Та же мощь, тот же поиск «единства мысли и чувства», о котором говорил Кошелохов, но, возможно, с еще большей глубиной и трагизмом.

Работа Тимура Новикова «Портрет Бориса Кошелохова» / Фото: Милана Бурова
Работа Тимура Новикова «Портрет Бориса Кошелохова» / Фото: Милана Бурова
И еще один важный акцент — редкий гость из Музея Новой Академии Изящных искусств, «Портрет Боба» кисти Тимура Новикова. Он сразу притягивает взгляд. Новиков пишет друга на ярком, почти сияющем бирюзовом фоне. Стиль узнаваемо новиковский: минимализм, использование трафаретов и частое обращение к классическим сюжетам в современной интерпретации. Но главное здесь — сам Боб (так Кошелохова ласково называли друзья и домашние). Темные волосы и борода, светлый воротник куртки, резкие тени на лице, написанные смелыми желтыми и темными мазками. И конечно, взгляд — прямой, пронзительный, немного исподлобья. Новиков запечатлел не просто внешность — он запечатлен характер, мощь, харизму, внутреннее напряжение своего друга и соратника. Два героя ленинградской неофициальной культуры словно встречаются здесь снова — в пространстве выставки, и этот диалог ощущается зрителем.

Атмосфера предельного экспрессионизмаАтмосфера предельного экспрессионизма 


Первое, что буквально обрушивается на зрителя, — это цвет и фактура. Забудьте о полутонах и гладкой поверхности — Кошелохов работает на пределе. Его холсты — это взрывы чистой, концентрированной энергии. Красный кричит, синий затягивает в бездну. А вот пронзительный, глубокий фиолетовый смотрит на тебя с холста то ли маской, то ли древним ликом, вылепленным из густой, рельефной краски.

Работа Бориса Кошелохова на выставке «Титан» / Фото: Милана Бурова
Крупным планом видно, как объемные мазки черного и серебристого создают вокруг этого лика вибрирующий, колючий ореол, словно бы застывшие вспышки энергии или первобытная щетина.

Но рядом взгляд выхватывает совершенно иную технику: на другом фрагменте гладкие, почти ровные поля зеленого и охры четко разделены мощной, выпуклой границей из смеси белой, серой и фиолетовой краски. Она нанесена так густо и энергично, возможно, мастихином, что создает почти скульптурный рельеф.
Работа Бориса Кошелохова на выставке «Титан» / Фото: Милана Бурова
Работа Бориса Кошелохова на выставке «Титан» / Фото: Милана Бурова

А вот еще один холст под номером 69: на этом полотне доминируют яростные мазки пламенного красного, контрастирующие с глубоким, насыщенным синим. Граница между ними неровная — она представляет собой настоящий «хребет» из густо наложенной белой и темной краски. След от инструмента художника, возможно, широкого шпателя или мастихина, напоминает шрам или горный разлом, создавая ощущение тектонического напряжения.

Работа Бориса Кошелохова на выставке «Титан» / Фото: Милана Бурова
Работа Бориса Кошелохова на выставке «Титан» / Фото: Милана Бурова

Кажется, что сами цвета находятся в постоянной борьбе, сталкиваясь и взаимодействуя на этой границе, которая становится живой, пульсирующей энергией. Эта динамичная игра контрастов: между гладкими участками и выразительной фактурой, яркими цветовыми блоками и грубыми, энергичными линиями — прямо-таки приковывает внимание. Краска нанесена настолько пастозно, что картина приобретает почти физическое, трехмерное измерение.

«Боб говорил, что все работы — это его дети. Как может быть ребенок нелюбимым?»«Боб говорил, что все работы — это его дети. Как может быть ребенок нелюбимым?»


Выставка получилась, по словам сына художника, «маленькая, аккуратная, но яркая». И действительно, она «произвела впечатление на всех гостей», как он точно выразился — равнодушным остаться сложно. Сразу вспоминаются слова самого художника о «предельном экспрессионизме» — здесь это не просто термин, это сама суть происходящего на полотнах.

Люди в зале передвигаются неспешно, останавливаясь то перед одним, то перед другим холстом. Видно, как всматриваются, пытаясь уловить не только сюжет, но и саму стихию, запечатленную художником. Сын мастера процитировал слова своего родителя: «Боб говорил, что все работы — это его дети. Как может быть ребенок нелюбимым?». Глядя на эти мощные, порой кажущиеся грубоватыми мазки, невольно думаешь о пути художника: детский дом, исключение из медицинского института за «вольнодумство» — эти ранние испытания, безусловно, сформировали его бунтарский дух и бескомпромиссный взгляд на мир. Кажется, эта первобытная сила, ощущение внутренней свободы и независимости так и остались с ним навсегда, пронизывая каждую его работу.

Успех старта подтверждает и куратор выставки Дарья Богдановская: «Открытие прошло довольно многолюдно... Посетили знаковые фигуры культурного бомонда Санкт-Петербурга. Мы смогли сказать то, что хотели... Как красиво всё-таки произошло». И это ощущение праздника, значимости витает в воздухе до сих пор. 

7 апреля, в будний день, в зале было довольно многолюдно, особенно во второй половине дня. Среди посетителей чаще всего встречались люди среднего и старшего возраста, хотя были и юные гости, студенты. Особый шарм атмосфере добавлял смех детей.

Люди неспешно переходили от одной работы к другой. Многие подолгу задерживались, внимательно рассматривая полотна. Одна женщина, кажется, провела не меньше 15 минут у картины с фиолетовым ликом, словно пытаясь разгадать ее загадку.

В этом — тоже КошелоховВ этом — тоже Кошелохов


В углу зала, у окна, стоит большой экран, у которого то и дело останавливаются посетители. Здесь транслируется последнее видеоинтервью с Борисом Кошелоховым, предоставленное Музеем нонконформистского искусства Арт-центра «Пушкинская-10». 

На экране — сам Боб: длинные седые волосы, борода, живые глаза, клетчатая рубашка. Он сидит, кажется, прямо в своей мастерской, на фоне своих ярких, экспрессивных работ. Художник говорит, жестикулирует, улыбается — и это уже не просто архивный материал, а возможность почти личной встречи. Услышать его голос, увидеть мимику и энергию здесь, в окружении полотен...

Его слова о поиске «архе», о визуализации философии обретают особую глубину. В философии Кошелохова понятие «архе» связано с поиском первоосновы, первоначала всего сущего. Он стремился через свое искусство проникнуть в самую глубь вещей, обнажить их сущность, визуализировать фундаментальные философские категории.
Видеоинтервью Бориса Кошелохова / Фото: Милана Бурова
Видеоинтервью Бориса Кошелохова / Фото: Милана Бурова

Выходишь из зала немного оглушенным — цветом, масштабом, фактурой. Той самой «матеростью», о которой пишут кураторы. Кошелохов не пытается быть удобным или приятным. Его искусство — это прямой, бескомпромиссный разговор о главном. Вот и «Титан» — название не случайное: оно отражает масштаб личности художника, его мощный, неукротимый дух и фундаментальный вклад в искусство ленинградского андеграунда. Это имя говорит о силе, энергии и бескомпромиссности его творчества. И даже если кому-то это покажется слишком резким —вспоминаются слова сына художника: «А кому не понравилось, тоже хорошо». В этом — тоже Кошелохов. 

Кино, выставки и корюшка — 4 ярких весенних события Санкт-Петербурга
Куда сходить в Северной столице в апреле и мае с семьей или друзьями — подборка мероприятий от автора ПУ Екатерины Гайнановой
Читать далее
Репортаж Миланы Буровой с открытой выставки, которая проходит в Санкт-Петербурге


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru