Ремейк — спорный жанр, который с каждым годом только наращивает свою популярность. Причем, как ПУ уже выяснил, спрос на знакомые картины ощущается не только в России, но и в киноиндустриях по всему миру.
Мы уже обсудили ремейк как популярный феномен, однако на кону еще один вопрос: как именно кинематографисты переписывают давно знакомую классику на новый лад? Какие ремейки «стрем», а какие «норм»? Рассуждает Дарья Ветошина.
Если создатели раскрывают давно известных персонажей с другой стороны, что заставляет зрителя по-новому взглянуть на героя, то в этом случае ремейк — не просто интерпретация оригинала, а раскрытие и углубление сюжета. Можно увидеть личностные качества героев, их мотивы, прошлое: все это помогает понять персонажа и глубже погрузиться в его историю.
Убедительным примером служит фильм Крэйга Гиллеспи «Круэлла» (2019), раскрывающий предысторию знаменитой злодейки. В ремейке «101 далматинца» 2021 года режиссер Крейг Гиллеспи значительно переосмыслил образ Круэллы, показав ее не просто злодейкой, а сложной и многогранной героиней с глубокой эмоциональной историей. В центре её образа — трагическое прошлое, которое помогает понять, откуда берется её мрачная одержимость и жестокость.
В фильме раскрывается, что юная Эстелла (настоящее имя Круэллы) росла в непростых условиях, переживала утрату близких и сталкивалась с предательством и несправедливостью. Ее детство и юность были наполнены чувством одиночества и непонимания, что сформировало ее внутренний мир, полный боли и обиды. Эти травмы привели к тому, что Эстелла развила в себе бунтарский дух и стремление к самовыражению через экстравагантный стиль и дерзкое поведение.
Фото: 101 далматинец (1996)
Фото: Круэлла (2021)
Героиня нового фильма — не просто злая и корыстная женщина, а эмоционально ранимая, талантливая и амбициозная девушка, которая борется с внутренними демонами и пытается найти свое место в мире. Она умна, харизматична и обладает острым чувством стиля, которое проявляется в её ярких и провокационных нарядах. Вместо однозначного злодея Круэлла предстает как персонаж, вызывающий сочувствие, ведь ее поступки — это отражение боли и борьбы, а не просто желание навредить.
Так, благодаря ремейку зритель увидел новую Круэллу и смог понять мотивацию персонажа. Картина удостоена премии «Оскар» за лучшие костюмы и была номинирована на «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль (2021).
Ремейки часто рискуют оказаться в тени оригиналов. Воссоздание культовых картин — задача невероятно сложная, и добиться хотя бы сопоставимого уровня качества, не говоря уже о превосходстве, крайне трудно.
Так, «Постучись в мою дверь в Москве» стал провальной версией одноименного турецкого сериала и имеет рейтинг на «Кинопоиске» всего 5,1. Многие зрители отмечают, что исполнители ролей не смогли передать глубину и сложность персонажей, что делало сюжет менее убедительным и эмоционально поверхностным: «Мы не увидели той самой химии», «Мне не хватило истории и актерской игры».
Фото: постер к сериалу «Постучись в мою дверь» (2020–2021)
Фото: постер к сериалу «Постучись в мою дверь в Москве» (2024-...)
Кроме того, переписанный сюжет потерял динамику и эмоциональные повороты, а попытки локализации не всегда выглядели органично, что нарушало атмосферу и заставляло зрителя чувствовать диссонанс.
Режиссерам Аравину, Кубринской и Смирнову не удалось превзойти всеми любимый оригинал, рейтинги которого взорвали все платформы: «Кинопоиск» — 8,1; «Иви» — 8,6; «Wink» — 9,4.
Улучшение качества картинки, новые спецэффекты, фокус на насущных проблемах современности — все это можно создать в новой картине. Новое поколение зачастую не любит старые фильмы, поскольку они кажутся им нереалистичными и консервативными. В данном случае ремейк становится единственной возможностью показать картину массам.
Например, сравнивая сериал «Оно» 1990 года и полнометражный фильм Андреса Мускетти 2017 года, нельзя не заметить существенный прогресс в визуальном и эмоциональном плане. В оригинальном сериале атмосфера была пугающей, но ограниченная техническими возможностями того времени. В ремейке же благодаря значительному бюджету и современным спецэффектам удалось создать по-настоящему жуткую и напряжённую картину.
Первое, что бросается в глаза — образ Пеннивайза. Благодаря развитию компьютерной графики и усовершенствованному гриму новый клоун стал гораздо более реалистичным и непредсказуемым. Его мимика, трансформации и движения выглядят живыми и вызывают настоящий ужас, в отличие от более статичного и театрального образа из 1990-го.
Фото: Оно (1990)
Фото: Оно (2017)
Второе — режиссерская работа Мускетти, который мастерски создал атмосферу ужаса с помощью музыкального сопровождения, неожиданного освещения и эффектных кадров. В фильме не боятся показывать сцены насилия и трагедии, как, например, смерть Джорджи, что в сериале 1990 года было либо смягчено, либо опущено из-за цензурных ограничений.
Третье, и, пожалуй, самое важное — акцент на психологических аспектах. Фильм 2017 года глубже раскрывает внутренний мир каждого из «Клуба неудачников», показывая их страхи и травмы, что позволяет зрителям не просто бояться вместе с героями, а сопереживать им. Такой подход делает сюжет более человечным и заставляет задуматься о реальных проблемах подростков.
Для успеха ремейка нужны детали, которые внесут новшества в картину. Если же создатели просто переснимут фильм, не добавляя акцентов и других сцен, то зрители не станут тратить свое время на просмотр уже известной истории. Тим Стори допустил именно эту ошибку при создании фильма «Шафт» (2019).
Оригинальная картина 1971 года рассказывает о Джоне Шафте — харизматичном частном детективе в Нью-Йорке, который берется расследовать похищение дочери влиятельного мафиози. История наполнена социальной и расовой проблематикой 70-х годов, включая вопросы расизма, коррупции и напряженности в обществе.
Это не просто криминальный триллер, а отражение важнейших социальных конфликтов того времени. Джон Шафт — сильный, независимый герой, который стал иконой и символом борьбы с несправедливостью. В свое время фильм был прорывом, показав чернокожего героя в главной роли.
Фото: Шафт (1971)
Фото: Фото: Шафт (2019)
Ремейк же стал калькой культового американского боевика с таким же названием: одно место событий — Нью-Йорк, на смену детективу Джону Шафту приходит его племянник с таким же именем. Картина 2019 года переносит действие в наше время, но, несмотря на новых персонажей, сюжет во многом повторяет знакомые мотивы: борьба с преступностью, коррупцией, семейные отношения. Режиссер не внес в фильм новые идеи, не адаптировал сюжет под современный контекст, не развил персонажей.
Итого: оригинальный «Шафт» 1971 года — культовая картина, которая стала символом своего времени, предложила новый взгляд на жанр и затронула важные социальные темы. Ремейк 2019 года — это скорее калька с недостатком новизны и энергии, которая не способна заинтересовать ни поклонников оригинала, ни новых зрителей.
Отечественный конвейер ремейков: куда делось остальное кино?
Кинокритики — о кризисе отечественного кинематографа