Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
фестивальлайфхакилитературапоступление-2025советы психологапутешествиястудентыНовый годспорткнигиновости кинонеделиКолледжижурналистикаотношенияОГЭновостихоббиискусствоИзнутри — проект о профессияхна практику — в ПУ!подросткикарьераопросНа практику — в ПУ!Книжная полка ПУВостребованныевузымода и стильсаморазвитиеработаВаши историиКонцертшколатрендыолимпиадыДевятиклассникамличный опытпрофессииитоговое сочинениеУчебарусский языкподготовка к ЕГЭисторияКуда сходитьЕГЭ 2018буллингкинопрофориентацияРособрнадзоробразованиеЕГЭ-2025интересные фактыЕГЭ 2024родителирейтингстудентамкаталог сочиненийСПбГУинтервьючто посмотретьСочинениеТеатрсоветыжурфакЕГЭ-2024Учителявопрос-ответпоступлениеКомпьютерные игры75 лет ПобедыолимпиадаСанкт-ПетербургПоступление 2024Корейская волнаЧто почитатьувлеченияКаталог вузовразвлеченияисследованиекультураэкзаменыМинистерство образованиямузыкарецензияМГУПсихологияфильмы и сериалыволонтерствокуда поступатьКем бытьтворчествоКаталог профессийподготовка к ОГЭВУЗподготовка к экзаменам
ТОП авторов
Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 8


Пять углов

Мошенничество или полезный инструмент: преподаватели рассказывают об отношении к ИИ

О студенческом обмане и пользе ИИ рассказывают преподаватели трех российских вузов

Дана Минор | 20.06.2025
Просмотры
879
ИИ-инструментами пользуются 85% российских студентов, а некоторые вузы даже разрешают работать с нейросетями при написании курсовых и дипломов. Преподаватели трех российских вузов рассказали о своем отношении к внедрению искусственного интеллекта в учебный процесс.
Использование ИИ в вузах в рамках этического кодекса одобрено Минобрнауки
Минобрнауки поддержало инициативу вузов по созданию этического кодекса для использования искусственного интеллекта
Читать далее

«Студенты используют искусственный интеллект во благо»«Студенты используют искусственный интеллект во благо»


Доцент кафедры журналистики Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» Светлана Ушакова рассказала, что чаще всего студенты используют искусственный интеллект как вспомогательный инструмент. 

— Как вы относитесь к тому, что студенты используют искусственный интеллект?

— Нейросеть хорошо структурирует материал. Когда студенты используют ИИ, то представляют хорошо структурированную работу. Но тогда возникает вопрос: умеют ли они структурировать информацию сами? Большая часть студентов использует искусственный интеллект во благо. Мошенничество, конечно, есть, но его немного. Обычно я быстро определяю, использовался ли ИИ, по синтаксическим ошибкам и языковым особенностям, которые не свойственны живому языку и бывают только у машины. В принципе пока у нас больше студентов, которые используют ИИ как подспорье.

— В вашей практике бывали случаи, когда студенты использовали нейросети неправильно?
Однажды заочники хотели украсить презентации по изданиям Серебряного века. Кто-то из них взял газету «Искра» и с помощью «Миджорни» (искусственный интеллект для генерации картинок. - Прим. авт.) сгенерировал иллюстрации. В итоге нейросеть взяла за основу картину заседания французского конвента XVIII века. На изображении искусственный интеллект одел участников редакции «Искра» в бархатные камзолы с жабо и посадил их за грубо сколоченный дощатый стол. Такой вот казус. Для другого изображения нейросеть сгенерировала рабочих в типографии, где печаталась «Искра». Рабочие выглядели так, словно только что вышли из барбершопа. Они были одеты в белые рубашки с роскошными подтяжками, а на их фоне один герой стоял в ватнике и кирзовых сапогах. Студенты искренне вставляют в работы такие иллюстрации, не понимая, что это противоречит историческому контексту.
Светлана Ушакова, фото из личного архива

«Доля тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, сокращается»«Доля тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, сокращается»


По словам профессора Школы коммуникаций НИУ «ВШЭ» и НИУ «БелГУ» доктора философских наук Евгения Кожемякина, чаще всего с помощью нейросетей студенты ищут информацию, работают с большими данными, планируют исследования, переводят иностранные источники и визуализируют информацию.

— Как вы относитесь к тому, что студенты используют искусственный интеллект?

— Радует, что доля тех, кто честно использует ИИ, растет, а тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, — сокращается. Есть еще один позитивный тренд: система образования активно нормирует эти практики, вузы разрабатывают правила, регулирующие использование ИИ студентами. Это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция.

Понятно, что технологии ИИ — это не просто будущее человечества, а уже настоящее, и бессмысленно запрещать их использование в системе образования. Они уже интегрированы в различные процессы, и часто мы становимся пользователями ИИ-продуктов и сервисов, даже не подозревая об этом (например, читая новости или пользуясь поисковиками).

Когда я сталкиваюсь со случаями использования ИИ, я стараюсь не забывать, что это уже часть нашей повседневности, а не какие-то экстраординарные явления. Мое отношение к тому, что студенты используют искусственный интеллект, зависит от двух вещей: во-первых, от задач, которые студенты решают с помощью ИИ, и во-вторых, от степени осознанности, с которой они это делают.

Если студент сознательно генерирует текст дипломной работы и выдает его за свой собственный — это абсолютно точно плохо, и санкции неизбежны. Если студент делает обзор литературы с помощью ИИ — это нормально. Но, если вместо того, чтобы обратиться к доступным источникам лично, он ограничивается их аннотированием с помощью нейросетей — это плохо. Если студент использует сервисы для сложного анализа базы данных или корпуса, и при этом еще и использует свои навыки в Python, то это однозначно похвально. Одним словом, если студент не перекладывает свою работу на ИИ, а грамотно использует его как полезный инструмент, то это заслуживает только одобрения и поддержки. Ну и очень важно, чтобы студенты смогли обосновать, на каком этапе работы и зачем они использовали ИИ, а также как они оценивают результат, — объясняет свою позицию Евгений Кожемякин.

— Как вы думаете, страдает ли образование от использования нейросетей?

— Потенциально ИИ — это полезный инструмент, если применять его осознанно и в соответствии со своими исследовательскими или познавательными задачами. Если образование и подготовка студентов страдают, то точно не от самих технологий, а от неграмотного или неэтичного их использования студентами. Задача системы образования, как мне кажется, — помочь студенту понять все риски и возможности использования искусственного интеллекта. Важно, чтобы студенты понимали: результаты поисковых запросов требуют дополнительной проверки, ответы ИИ могут быть результатом модерации или гиперкоррекции, возможности ИИ ограничены алгоритмами и базами, на которых он обучается. Использовать сгенерированный текст в качестве авторского — это воровство и мошенничество. Если студенты осознанно используют нейросетевые сервисы и понимают их реальный потенциал, то польза для образования от использования ИИ будет неоценимой.

Если вуз активно регулирует работу с нейросетями, то соотношение в пользу самостоятельных и компетентных в области ИИ студентов будет стремительно меняться. Однако, если правила использования нейросетей неопределенные, то боюсь, что доля тех, кто использует ИИ в этически сомнительных целях или просто не по назначению, может даже увеличиваться.
Евгений Кожемякин, фото из личного архива

«Искусственный интеллект — не панацея»«Искусственный интеллект — не панацея»


Студенты кандидата медицинских наук, доцента кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Дмитрия Шведа тоже активно используют нейросети.

— Дмитрий, в каких случаях ваши студенты используют нейросети?

— Есть два основных варианта, когда студенты работают с ИИ. В первом варианте студенты используют сверточную нейросеть и машинное обучение, чтобы, например, проанализировать биологические сигналы и найти маркеры определенных состояний человека-оператора. Тут, как правило, основная проблема — обосновать, почему используется нейросеть и машинное обучение, а не алгоритмический подход. Он в аэрокосмической сфере считается более надежным, поскольку благодаря прозрачной работе алгоритма получаются более ожидаемые результаты.

Студентам нужно понимать, что свои плюсы у нейросетевого подхода есть, но искусственной интеллект — не панацея. Стоит критически относиться к недостаткам метода и использовать его тогда, когда именно он является лучшим вариантом.

Второй вариант — использовать нейросети, чтобы создать текст выпускной квалификационной работы. Тут возможны варианты от «студент использовал ИИ для обзора источников и поиска путей решения проблемы, но доработал материал сам и во всем разобрался» до «студент представил выданный ИИ текст, сам в нем не разобравшись». Первый вариант дает нормальный результат, который невозможен, если студент не разбирается в теме и не умеет писать тексты. Второй вариант мне пока практически не встречался, но похоже, что случаев становится больше. При таком подходе качество работы, конечно, страдает. Это как ожидать, что инструмент — а именно им является искусственный интеллект — выполнит всю работу без участия человека.

— Вы предпочитаете, чтобы студенты учились самостоятельно или с помощью ИИ?

— Я за то, чтобы студенты обучались самостоятельно до тех пор, пока не освоят все необходимые навыки: искать и критически анализировать информацию, заниматься математическим моделированием, строить алгоритмы, программировать и писать академический текст на достаточном уровне. Затем, например, уже на этапе подготовки ВКР и далее, можно расширять инструментарий, использовать ИИ.

Я немного утрирую, чтобы обозначить суть, но считаю: специалист, который может выполнить работу не только без нейросетей, но и даже без компьютера, всегда имеет огромное преимущество при использовании любого новейшего инструментария. Особенно в сравнении с теми, кто не может даже оценить качество того, что выдал искусственный интеллект.
Лучшие студенты, как я вижу, по-прежнему сами стараются во все вникнуть и все освоить, а искусственный интеллект используют осознанно и оправданно. Тем самым они обеспечивают себе хорошее будущее.
Дмитрий Швед, фото из личного архива
Фото на обложке: Freepik
О студенческом обмане и пользе ИИ рассказывают преподаватели трех российских вузов


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru