Cодержание
«Студенты используют искусственный интеллект во благо»«Студенты используют искусственный интеллект во благо»
Доцент кафедры журналистики Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» Светлана Ушакова рассказала, что чаще всего студенты используют искусственный интеллект как вспомогательный инструмент.
— Как вы относитесь к тому, что студенты используют искусственный интеллект?
— Нейросеть хорошо структурирует материал. Когда студенты используют ИИ, то представляют хорошо структурированную работу. Но тогда возникает вопрос: умеют ли они структурировать информацию сами? Большая часть студентов использует искусственный интеллект во благо. Мошенничество, конечно, есть, но его немного. Обычно я быстро определяю, использовался ли ИИ, по синтаксическим ошибкам и языковым особенностям, которые не свойственны живому языку и бывают только у машины. В принципе пока у нас больше студентов, которые используют ИИ как подспорье.

«Доля тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, сокращается»«Доля тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, сокращается»
По словам профессора Школы коммуникаций НИУ «ВШЭ» и НИУ «БелГУ» доктора философских наук Евгения Кожемякина, чаще всего с помощью нейросетей студенты ищут информацию, работают с большими данными, планируют исследования, переводят иностранные источники и визуализируют информацию.
— Как вы относитесь к тому, что студенты используют искусственный интеллект?
— Радует, что доля тех, кто честно использует ИИ, растет, а тех, кто использует ИИ для подлога и обмана, — сокращается. Есть еще один позитивный тренд: система образования активно нормирует эти практики, вузы разрабатывают правила, регулирующие использование ИИ студентами. Это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция.
Понятно, что технологии ИИ — это не просто будущее человечества, а уже настоящее, и бессмысленно запрещать их использование в системе образования. Они уже интегрированы в различные процессы, и часто мы становимся пользователями ИИ-продуктов и сервисов, даже не подозревая об этом (например, читая новости или пользуясь поисковиками).
Когда я сталкиваюсь со случаями использования ИИ, я стараюсь не забывать, что это уже часть нашей повседневности, а не какие-то экстраординарные явления. Мое отношение к тому, что студенты используют искусственный интеллект, зависит от двух вещей: во-первых, от задач, которые студенты решают с помощью ИИ, и во-вторых, от степени осознанности, с которой они это делают.
Если студент сознательно генерирует текст дипломной работы и выдает его за свой собственный — это абсолютно точно плохо, и санкции неизбежны. Если студент делает обзор литературы с помощью ИИ — это нормально. Но, если вместо того, чтобы обратиться к доступным источникам лично, он ограничивается их аннотированием с помощью нейросетей — это плохо. Если студент использует сервисы для сложного анализа базы данных или корпуса, и при этом еще и использует свои навыки в Python, то это однозначно похвально. Одним словом, если студент не перекладывает свою работу на ИИ, а грамотно использует его как полезный инструмент, то это заслуживает только одобрения и поддержки. Ну и очень важно, чтобы студенты смогли обосновать, на каком этапе работы и зачем они использовали ИИ, а также как они оценивают результат, — объясняет свою позицию Евгений Кожемякин.
— Как вы думаете, страдает ли образование от использования нейросетей?
— Потенциально ИИ — это полезный инструмент, если применять его осознанно и в соответствии со своими исследовательскими или познавательными задачами. Если образование и подготовка студентов страдают, то точно не от самих технологий, а от неграмотного или неэтичного их использования студентами. Задача системы образования, как мне кажется, — помочь студенту понять все риски и возможности использования искусственного интеллекта. Важно, чтобы студенты понимали: результаты поисковых запросов требуют дополнительной проверки, ответы ИИ могут быть результатом модерации или гиперкоррекции, возможности ИИ ограничены алгоритмами и базами, на которых он обучается. Использовать сгенерированный текст в качестве авторского — это воровство и мошенничество. Если студенты осознанно используют нейросетевые сервисы и понимают их реальный потенциал, то польза для образования от использования ИИ будет неоценимой.

«Искусственный интеллект — не панацея»«Искусственный интеллект — не панацея»
Студенты кандидата медицинских наук, доцента кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Дмитрия Шведа тоже активно используют нейросети.
— Дмитрий, в каких случаях ваши студенты используют нейросети?
— Есть два основных варианта, когда студенты работают с ИИ. В первом варианте студенты используют сверточную нейросеть и машинное обучение, чтобы, например, проанализировать биологические сигналы и найти маркеры определенных состояний человека-оператора. Тут, как правило, основная проблема — обосновать, почему используется нейросеть и машинное обучение, а не алгоритмический подход. Он в аэрокосмической сфере считается более надежным, поскольку благодаря прозрачной работе алгоритма получаются более ожидаемые результаты.
Студентам нужно понимать, что свои плюсы у нейросетевого подхода есть, но искусственной интеллект — не панацея. Стоит критически относиться к недостаткам метода и использовать его тогда, когда именно он является лучшим вариантом.
Второй вариант — использовать нейросети, чтобы создать текст выпускной квалификационной работы. Тут возможны варианты от «студент использовал ИИ для обзора источников и поиска путей решения проблемы, но доработал материал сам и во всем разобрался» до «студент представил выданный ИИ текст, сам в нем не разобравшись». Первый вариант дает нормальный результат, который невозможен, если студент не разбирается в теме и не умеет писать тексты. Второй вариант мне пока практически не встречался, но похоже, что случаев становится больше. При таком подходе качество работы, конечно, страдает. Это как ожидать, что инструмент — а именно им является искусственный интеллект — выполнит всю работу без участия человека.
— Вы предпочитаете, чтобы студенты учились самостоятельно или с помощью ИИ?
— Я за то, чтобы студенты обучались самостоятельно до тех пор, пока не освоят все необходимые навыки: искать и критически анализировать информацию, заниматься математическим моделированием, строить алгоритмы, программировать и писать академический текст на достаточном уровне. Затем, например, уже на этапе подготовки ВКР и далее, можно расширять инструментарий, использовать ИИ.
Лучшие студенты, как я вижу, по-прежнему сами стараются во все вникнуть и все освоить, а искусственный интеллект используют осознанно и оправданно. Тем самым они обеспечивают себе хорошее будущее.
