В двух минутах езды от нашей редакции — Смольный. Сегодня это центр власти, а когда-то — «Институт благородных девиц». Кажется, дух строгости до сих пор витает в этих стенах: теперь он живет в ЕГЭ, олимпиадах и бесконечной гонке за баллами.
Иногда в маршрутке или метро слышны диалоги школьников «если физику солью, не пройду, и родители от меня откажутся. А ты антидепрессанты пьешь? Пью — не помогает».
Теперь и платно поступить в вуз станет сложнее: с 1 сентября даже на коммерческие места нужны минимальные баллы, а количество платных мест будет ограничивать государство.
Сократит ли это число студентов, которые учатся «для галочки» и не работают по профессии, или просто усложнит путь к высшему образованию?
Он убежден: образование — это не только про знания. Это про способность не сломаться, когда все вокруг рушится.

Евгений Александрович, куда, по-вашему, движется российская система образования? Видите ли вы стабильность на горизонте? На какие результаты рассчитываете?
— Я не верю,
что все вдруг в образовании устаканится. Жизнь стремительно развивается, все
время приходится поворачиваться, отвечать на вызовы, а иногда и угрозы. Но я
очень оптимистично это оцениваю. Нельзя стоять на месте. Еще в 1947 году Б. Л. Пастернак
писал: «За поворотом, в глубине Лесного лога,
готово будущее мне — верней залога».
То самое будущее наступило. Искусственный интеллект, новые профессии — это уже реальность. Но мы в начале большого пути.
Меня устраивает то, что идет успешное освоение этих реальностей. Совсем недавно наши школьники заняли призовые места на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту.
Но не стоит забывать, что ни один искусственный интеллект не отменяет вечных ценностей. Образование — это не просто про навыки, а про передачу смыслов и культуры от поколения к поколению. Кто-то из великих сказал, что XXI век станет веком гуманитарных наук — и это не пафос, а вызов времени.
Без смысла цифра ничего не значит. Именно поэтому я считаю, что математика сегодня — гуманитарная наука: глубокая, серьезная. И если мы через нее не передаем смысл — мы не воспитываем, а программируем.
— А что делать, если рынок все же меняется слишком резко? Не все же могут адаптироваться.
— Вот это и есть задача педагогики: учить не только профессии, но и способности к адаптации. Я вспоминаю, как в 92-м был на конгрессе ректоров в Финляндии. Шел кризис, урезали финансирование культуры. Мы зашли на рынок за рыбой, а продавщица оказалась бывшей пианисткой. Она разделывала рыбу виртуозно. Она не сломалась. А у нас тогда многие ломались. Ведущие инженеры отказывались продавать кастрюли и спивались.
Адаптация — это и есть навык выживания. Умение не вешать нос — тоже педагогика.

Есть такая фраза, которую часто приписывают Конфуцию: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». На самом деле, он этого не говорил, но сама мысль точна: если вы не умеете адаптироваться, перемены будут не благом, а бедствием.
Как только страна начала подниматься в сфере машиностроения, оборонки, ребята пошли на инженерные специальности. И гендер, кстати, тут роли не играет. Девочки шли в инженеры и тогда и сейчас.
В нормальных школах уже с 7–9 классов есть профильные направления: медицинские, инженерные, медийные. Это очень хорошо, есть время определиться. Жениться можно несколько раз, а вот профессию нужно выбирать по любви.
— Что вы думаете про коммерческие вузы? Почему их выпускники так часто не устраиваются по специальности и потом идут работать курьерами?
— Качество образования не зависит от формы собственности. Есть халтурные государственные вузы и замечательные частные, и наоборот. Когда на территории детского сада оформляли сразу четыре вуза и продавали дипломы чуть ли не в переходе — это, конечно, было безобразие. Но сейчас работает система аттестации и аккредитации. Такая халтура умерла. А частные школы нужны — особенно для детей с особенностями, где в классе 6–8 учеников, а не 30, как в государственной школе.
Что касается курьеров, это нормально. Мы все всегда подрабатывали. Даже в богатых семьях не принято было задаривать потомков деньгами. Первый бизнес у человека — хоть со спичечными коробками — важен. Люди учатся ценить копейку. Другое дело — если аспирант днем доставляет заказы, а ночью пишет диссертацию. Это уже никуда не годится. Сейчас начали поднимать стипендии, и это правильно. Бизнес тоже должен включаться.
Реформы нужны потому что стране нужно омоложение кадров, свежая кровь. Сейчас идет экономический передел и вперед выходят те, у кого есть и мозги, и настоящие компетенции — а не фальшивые сертификаты и сомнительные навыки.
Статистика
По данным РАНХиГС, до 65% выпускников коммерческих вузов в РФ меняют профессию или не работают по специальности уже через 2 года после выпуска.
НИУ ВШЭ: Около 40% абитуриентов сразу знают, куда поступают, но часто — не по интересу и не согласно спросу. 43% студентов выбирают вуз «по остаточному принципу» — куда взяли.
Лишь 28% студентов считают, что получают в вузе актуальные навыки для будущей карьеры (опрос «Россия — страна возможностей», 2024).
Свыше 300 вузов в стране имеют низкий средний балл ЕГЭ на входе (менее 55), и большинство из них — коммерческие.