В начальной школе Penygarn в Уэльсе ввели довольно радикальное правило: родители школьников, которые постоянно опаздывают и прогуливают уроки, теперь будут платить штрафы в размере 120 фунтов стерлингов (около 17000 рублей).
Британские власти уверяют, что такие, (пока что еще тестовые) меры вводятся не из-за вредности. Это единственный способ улучшить статистику посещаемости. Пока идея локальная, но уже вызвала резонанс. Наказание фунтом сработало — теперь опозданий в школе нет.
Разбираемся, сработает ли этот метод в России и не приведет ли он к протестам в школах.

Обратная реакцияОбратная реакция
Руководитель Всероссийского фонда образования, лидер движения «Образование для всех» Сергей Комков высказался резко против данной меры:
«Такие меры не срабатывают. Они обозлят и настроят родителей против школы».
И правда — когда пробка по дороге в школу может стоить тебе половину зарплаты, начинаешь задумываться о плюсах домашнего обучения.
Комков напомнил, что подобный опыт в США был саботирован.
«Родители начинают мстить школе, возникают стены недоверия. А нужен наоборот — мост. Штрафами мост не построишь. Только баррикаду. Или как минимум токсичный чат в родительском WhatsApp’е», — указал он.
Комков предлагает другой путь: школьное самоуправление. По его мнению, если дети хотят в школу и работают в команде, они найдут способ напомнить опоздавшему, что быть частью команды — это ответственость и это лучше чем проспать.

Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов согласился с Комковым и уточнил, что в России метод наказания рублем не сработает.
«В своих «Англиях» они могут вводить штрафы за что угодно: за грязную сменку, за мятую школьную форму или плохой почерк у учеников. У нас это никогда не найдет понимания ни у учеников, ни у родителей, ни у педагогов. Мы наследовали великую школьную систему Российской Империи и Советского Союза, которая воспитывает человека, а не делает из него забитого правилами и штрафами полуграмотного неврастеника».
Депутат заявил, что рад тому, что РФ сохраняет высочайший уровень школьного образования и отношений внутри нашей системы народного просвещения.

Законно ли это?Законно ли это?
А теперь самое интересное — у нас такой механизм просто нелегитимен.
Директор 548 московской школы Ефим Рачевский напомнил, что ни в одном Кодексе РФ такого административного правонарушения, как “опоздание” или “неявка на урок” нет.
«Штрафовать не за что. А если кто-то и попробует — подпишется под собственной профнепригодностью. Выходит, даже если мы и захотим ввести британскую модель — в России ее просто не на что будет опереть. По данному вопросу нет ни законов, ни логики, ни, простите, здравого смысла», — пояснил он.
Разные целиРазные цели
В условиях постоянной гонки за успехом на Западе, школы становятся местами, где главное — соответствовать стандартам.
В России, особенно в последнее время, школа становится в первую очередь местом социализации, а не дрессировки. Российский ребенок —не подневольный исполнитель, а участник процесса. Где дисциплина рождается не из страха, а из смысла. И если уж кто должен научить вовремя вставать, то точно не родители, переживающие за свой кошелек.
Учреждения не должны скидывать ответственность за это на родителей. Это дело школы. В современных реалиях, когда идет жесткая перестройка образования в стране, подобные валлийские меры просто негуманны, а скорее абсурдны, незаконны и в принципе невозможны.