За последние годы образ жизни людей кардинально изменился. Пандемия приучила нас к онлайн-форматам, она показала, что многое можно делать на расстоянии: работать в гибридном режиме, сдавать экзамены через камеру, консультироваться с врачом по видеосвязи. Эти привычки остались, потому что они реально экономят время, которого в плотном графике почти не остается. Многое научились организовывать дистанционно, кроме… родительских собраний. После напряженного рабочего дня, когда силы на исходе, приходится ехать на них лично, стоять в пробках, отменять встречи и лишаться единственного времени, когда можно просто отдохнуть дома с детьми.
Право на онлайн-собрание Право на онлайн-собрание
Именно на этом фоне депутаты Госдумы от фракции "Новые люди" выдвинули предложение разрешить родителям участвовать в школьных и детсадовских собраниях онлайн и закрепить это право на федеральном уровне.
В письме депутаты ссылаются на опросы: чтобы сходить на одно родительское собрание, людям в среднем приходится тратить от двух до трех часов.
Многие отмечают, что это вызывает усталость и стресс, особенно после рабочего дня. Авторы инициативы считают, что онлайн-формат помог бы решить эту проблему. Он позволил бы родителям участвовать в жизни школы, не тратя часы на дорогу, а также сделал бы собрания доступными для тех, кто не может прийти лично.
Свою позицию по этому вопросу озвучила председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества Яна Лантратова. По ее мнению, родительские собрания должны проводиться так, как и проводились, но с возможностью подключиться к ним онлайн.

Яна Валерьевна напомнила, что онлайн-формат давно стал привычной практикой и в самой Госдуме: «Многие важные мероприятия в Госдуме тоже параллельно транслируются в сети и благодаря этому на связь выходят спикеры из других регионов. Мы и заседания комитета так проводим, подключаются представители разных министерств, ведомств со всей страны.
Школа тоже активно применяет цифровые технологии, было бы логично использовать онлайн-формат для родительских собраний». Вместе с тем она подчеркнула: полностью отказываться от очных встреч нельзя.

С какими трудностями сталкивается инициатива? С какими трудностями сталкивается инициатива?
Несмотря на очевидные плюсы, у идеи есть и важные «но», которые нельзя игнорировать.
Во-первых, не все могут подключиться. Даже в 2025 году в отдельных регионах, особенно в сельской местности, интернет остается медленным или недоступным. Не у всех семей есть компьютер, планшет или даже смартфон с достаточным трафиком.
Во-вторых, онлайн ослабляет живое взаимодействие. Очные встречи позволяют обсудить вопросы неформально, почувствовать атмосферу класса. Видеосвязь этого не дает. Есть риск, что собрания превратятся в формальную трансляцию, где никто не задает вопросов, не вступает в диалог, а просто «отсиживает» время.
В-третьих, если микрофон случайно останется включенным, родители могут услышать домашний разговор или конфликт, который не имеет отношения к школе. То, что происходило в четырех стенах, вдруг станет достоянием всей аудитории.
Также ребенок может случайно услышать фразу: «Он не справляется», «Ее поведение вызывает вопросы», «Он отстает от класса». Это особенно опасно, потому что информация поступает без фильтра. А ведь именно способ подачи определяет, станет ли оценка стимулом или ударом по самооценке. Примером является легенда о Томасе Эдисоне, где его сочли «неспособным», но мама ему об этом не сказала. Эдисон вырос, не зная, что его клеймили как отстающего, и потому не носил этот ярлык внутри себя.
Идея закрепить право на онлайн-участие в родительских собраниях отражает реальные запросы семей. Однако для ее успешной реализации потребуется дополнительная проработка: четко определить, какие вопросы можно обсуждать на общих встречах, обеспечить конфиденциальность, а также сохранить за родителями свободу выбора формата. Если учесть эти условия, инициатива может стать полезным шагом к более гибкой и уважительной школьной среде.
Евгения Щербенева