Сколько потрачено нервов, черновиков и чернил, сколько написано шпаргалок с аргументами и правилами. Волнительное ожидание, результаты – а что теперь? А теперь выпускники начали жаловаться на то, как оценили ЕГЭ, и в особенности, непростую часть С. Учеников понять можно – высокий балл за русский хотят иметь почти все, он учитывается при поступлении на большинство специальностей и на «языке» можно выехать, если остальные экзамены сдал не так здорово. Сочинение в декабре, пробные весной, тотальные диктанты – но почему-то совсем никто не подготовил ребят к тому, что мнения существуют правильные и неправильные. По крайней мере, таковой выглядит ситуация, о которой рассказывает сегодня «Коммерсантъ».
Журналисты узнали о том, что в этом году градус недовольства оцениванием части С вырос до предела. Сочинения оценивает не машина, человек. И вот этот человек может поставить тебе «ноль» просто потому, что ты увидел в синих занавесках одиночество, а он – синие занавески.
Творческое задание подвести под критерии очень непросто. Вот и руководствуются эксперты листком с надписью «Примерный круг проблем». Не попал ты в этот круг, значит, ничего не понял в этой жизни, и лучше не спорь, пока последнее не отобрали.
Мы пошерстили сообщества ЕГЭ в «Вконтакте», где собрались эпицентры гнева. Сотни ребят сходятся во мнении: оказывается, в тексте про выхухоль (во время паводка вода затопила нору несчастного зверька с детенышами, а далее автор, Солоухин, рассуждает о войне) находится далеко не одна проблема. Вот только те, кто писал про войну, получили «0». И «0» получили защитники природы. Не то хотел автор сказать!
«В нашей школе проблем с определением темы почти не было, – рассказывает выпускник из Петербурга Алексей. – Все получили очень достойные результаты, нолей за сочинения не было. Вообще, проблема определения нужной темы – это тоже дело личное. Волнение, классические "заскоки" (когда заветная тема была в голове, а ты выбрал ерунду), ну или же просто не очень хороший текст. Важное дополнение: у многих текстов было несколько тем или проблем, что частенько облегчало написание материала».
С другой стороны, статистика говорит о том, что у 98% сдавших экзамен вопросов не возникло, и они, судя по всему, сумели верно определить, что же хотел сказать автор. За апелляцией по русскому обратилось ничтожное меньшинство – всего 2%. Видимо, этим несчастным двум процентам просто достался текст про выхухоль.
Редакция благодарит Анну Васильеву за помощь в подготовке материала.